Несколько сервитутов на один земельный участок

Содержание

Примеры сервитутов на земельный участок

Несколько сервитутов на один земельный участок

Сервитут в настоящее время считается одним из наиболее удобных вариантов, который можно использовать для приобретения права пользования чужим имуществом в целях обеспечения своих интересов, а также получения возможности правильно функционировать своему недвижимому имуществу.

Что именно подразумевают под сервитутом и какие виды этого права существуют?

Что такое сервитут и какие виды существуют?

Сервитутом принято считать такое обременение, которое позволяет инициаторам установления этого обременения использовать чужое имущество в своих целях.

Регулирование всех вопросов, связанных с установлением сервитута, находится в ведении двух нормативных актов — Гражданского и Земельного Кодексов Российской Федерации. Именно в этих нормативных актах содержится исчерпывающий перечень оснований, по которым сервитут может быть установлен.

В этих же нормативных актах имеются также и определения тех видов сервитутов, которые установлены в настоящее время. К таким видам будут относиться:

  • Публичный и частный сервитуты;
  • Срочный и бессрочный.

Публичным сервитутом принято считать такое обременение, которое устанавливается государством в целях обеспечения своих интересов или тех лиц, которые выступили с просьбой о таком праве пользования.

В случае установления публичного сервитута никаких договоров о его установлении не требуется, а решение о назначении такого обременения принимается с помощью публичных слушаний.

Договор об установлении частного сервитута заключается между частными лицами без привлечения помощи государства.

Его помощь может быть использована только в том случае, если владелец обременяемого имущества отказывается от заключения договора или назначает слишком высокую цену за использование своей недвижимости.

В этом случае на помощь придёт один из государственных органов в лице суда соответствующей инстанции.

Ещё одним вариантом выделения видов сервитутов считается разделение на срочные и бессрочные сервитуты. Такое разделение происходит в зависимости от того, на какой срок устанавливается сервитут.

Так, если при заключении соответствующего соглашения или вынесении нормативного акта об установлении сервитута точно известен тот срок, на который такое обременение потребуется, или есть информация о том, что сервитут понадобится на время проведения определенных работ, он будет считаться срочным, а условие его длительности должно быть обязательно зафиксировано в тексте договора или нормативного акта об установлении такого обременения.

Если срок окончания действия сервитута неизвестен по каким-то причинам, то он устанавливается на бессрочной основе, а в тексте соответствующих документов будет содержаться информация о таком сроке.

Сервитут представляет собой довольно сложный и, одновременно, интересный вид права пользования чужим недвижимым имуществом, что обуславливает большое количество разнообразных судебных дел в этой сфере правоотношений.

Примеры установления сервитутов из судебной практики

В судебной практике содержится довольно большое количество различных дел, суть которых сводится к установлению того или иного вида сервитутов.

Установление публичного бессрочного сервитута

То есть, в данном случае, можно говорить о примере регулирования публичного сервитута, в том числе, с использованием судебного урегулирования. Кроме того, установленный сервитут считается бессрочным, так как право прохода к указанному водному объекту будет осуществляться до тех пор, пока не образуется новый, более благоприятный вариант прохода.

Частный бессрочный сервитут

Ещё один пример установления сервитута в судебной практике относится к делу, рассмотренному 24 декабря 2014 года.

Срочный частный сервитут

Несмотря на то что чаще всего рассматриваются дела об установлении бессрочного сервитута, так как такие дела представляют собой споры наибольшей сложности ввиду невозможности определения максимальных сроков использования земельных участков, срочные сервитуты также нуждаются в судебном регулировании. Одним из таких примеров можно считать дело, рассмотренное 6 ноября 2012 года Кузнецким районным судом Пензенской области.

Истец обратился в суд с просьбой установить частный сервитут на срок 12 дней для проведения ремонта фундамента своего дома. Обременение должно быть установлено лишь на часть участка, а реконструированный фундамент, часть которого находится на межевой территории, захват соседнего участка не осуществит.

Истец готов уплатить за использование сервитута сумму, превышающую годовой земельный налог ответчика за его участок. В связи с тем что ответчик в целях препятствия истцу выполнить ремонтные работы, установил на испрашиваемой территории забор, ремонт фундамента оказался невозможен.

В связи с этим истец обратился в суд с исковым заявлением, ключевыми требованиями которого стали установление срочного частного сервитута, а также устранение препятствий к осуществлению ремонтных работ.

Для того чтобы доказать, что чужое имущество в ходе этих работ не пострадает, а производство таких работ обязательно ввиду аварийного состояния фундамента, истец пригласил независимого эксперта, чьё заключение было представлено в качестве одного из ключевых доказательств необходимости ремонтных работ и возможности их осуществления только указанным способом.

Суд, рассмотрев все материалы дела, принял решение исковые требования истца удовлетворить в полном объёме путём установления требований к ответчикам установить сервитут сроком на 12 дней.

Сервитутом принято называть особое обременение чужого недвижимого имущества, которое устанавливается для полноценного использования такого имущества в целях обеспечения полноценного функционирования имущества инициаторов установления обременения или в целях обеспечения качественных условий жизни различным категориям населения или неограниченному кругу лиц (последний вариант чаще всего бывает характерен для публичного сервитута).

В современной юридической практике принято выделять публичные и частные сервитуты в зависимости от того, кто выступает инициатором установления. Также существует разделение на срочные и бессрочные (или постоянные) сервитуты в зависимости от срока использования обременённого участка.

Если говорить о судебной практике, то во всех этих категориях имеется довольно большое количество дел, которые рассматривают вопросы установления сервитута в той или иной категории.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy/primery-ispolzovaniya.html

Сервитут на земельный участок в 2020 году: порядок оформления, документы

Несколько сервитутов на один земельный участок

07.12.2018

Сервитут – право ограниченного пользования чужой недвижимостью в личных целях. Понятие частной собственности подразумевает, что владелец может распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Однако права обладателей земельных участков могут быть нарушены вынужденными действиями других лиц.

Статья 217 Гражданского кодекса РФ определяет сервитут на земельный участок как вещное право граждан, не входящих в число собственников. Статья 274 ГК РФ регламентирует общие правила установления обременения.

Отличительные особенности сервитута заключаются в следующем:

  1. За владельцем сохраняется право распоряжения (землю можно продать, передать по наследству, подарить, сдать в аренду).
  2. Сведения об обременении вносятся в кадастровые документы.
  3. Хозяин вправе требовать плату за эксплуатацию надела.
  4. Остальные участники сделки не приобретают права собственности.

Если право на землю переходит к другому владельцу, обязательства по обременению не исчезают.В статье 23 Земельного кодекса РФ раскрываются цели, основания, виды и сроки сервитута.

договора использования чужой территории очень похоже на соглашение об аренде. Основное различие между сделками заключается в вынужденном характере сервитута.

Возможность арендовать участок не означает приобретения права на сервитут.

Статьи 39.25 и 39.26 ЗК РФ регламентируют содержимое и порядок оформления документа.

Виды сервитутов

Российское земельное законодательство выделяет два варианта сервитута: публичный и частный. Разделение производится в зависимости от правового значения возникновения договора.
Выделяют следующие различия между видами:

  1. Основанием для регистрации в органах Росреестра публичного договора служат региональные нормативные акты или постановления отдельного муниципалитета. Частное ограничение вводится по добровольному соглашению или по решению суда.
  2. Публичный вариант предполагает безвозмездное использование надела. Частный владелец имеет право на денежную компенсацию.
  3. Процедуры введения и прекращения существенно отличаются.

Публичное обременение осуществляется в интересах большого круга лиц. Частное соглашение заключается между конкретными людьми (организациями).

Когда применяется публичный сервитут

Публичное ограничение предусматривает эксплуатацию земли государственным или муниципальным образованием.

Подробнее о том, как взять в аренду государственную или муниципальную землю.

Основания наложения обременения включают:

  • прокладка коммуникаций (газопровод, ЛЭП);
  • прогон и выпас скота, принадлежащего фермерским и крестьянским хозяйствам;
  • прохождение дороги общего пользования через частную территорию;
  • проведение исследовательских и поисковых работ;
  • строительство общественных объектов;
  • возможность беспрепятственного прохода к источнику воды (береговой зоне);
  • размещение информационных знаков;
  • выполнение дренажных работ.

Договор о публичном использовании участка должен быть обязательно зарегистрирован в Росреестре.
Пользователи общественного сервитута должны соблюдать санитарные нормы, правила пожарной защиты, заботиться о сохранении земли.

Когда необходим частный сервитут

Соглашение об ограниченном использовании участка заключается владельцами смежных наделов.
Установление частного обременения применяется в следующих ситуациях:

  • необходимость проезда или прохода через соседнюю территорию;
  • проведение и ремонт коммуникаций (например, водопровода, электрического кабеля);
  • возведение и ремонт объектов недвижимости;
  • обеспечение иных нужд собственника.

Если владельцы участков не смогут договориться о совместной эксплуатации, то решение будет приниматься в судебном порядке.

Практика показывает, что простой сервитут оформляется по согласию сторон при наличии нескольких обстоятельств:

  • предполагаются незначительные потери от наложенного ограничения;
  • собственникам невыгодно доводить дело до суда;
  • лицо, которому предъявлено требование, получает денежную компенсацию.

Величина выплат определяется размерами предполагаемого ущерба.

Как дополнительно различают сервитуты

Обременение земельного участка можно классифицировать по сроку действия. Срочный договор имеет силу на протяжении определенного периода (к примеру, на время ремонта). Бессрочный сервитут не ограничен временными рамками и является постоянным.

Существует разделение соглашений об эксплуатации земельных территорий по объектам:

  • водный (использование водоемов);
  • лесной (право свободного пребывания в лесах, сбор грибов и ягод).

Кроме того, сервитут предоставляется бесплатно или на возмездной основе.
Чтобы рассчитать размер платежей следует учитывать реальные расходы, интенсивность использования и стоимость утраты выгоды. Если с требованием обременения обращается юридическое лицо, компенсация дополнительно облагается НДС.

Как установить сервитут

Земельный сервитут (все виды) по общим правилам назначается в соответствии с требованием лица о его применении.

Законом определено три способа наложения обременения:

  • по добровольному согласию землепользователей;
  • на основании нормативного акта (федерального или муниципального);
  • по судебному решению.

Одной из причин заключения договора выступает наличие у заявителя права пожизненного владения.

Как налагается публичный сервитут

Требование об установлении порядка эксплуатации землей вправе выдвигать муниципальные органы, организации, садоводческие товарищества (СНТ) и другие группы граждан.

Последовательность назначения публичного сервитута состоит из следующих этапов:

  1. Подача заявления в органы местного самоуправления.
  2. Объявление и проведение подробного публичного слушания.
  3. Принятие решения администрацией муниципального образования.
  4. Подписание нормативного акта.
  5. Регистрация документа в Росреестре.

Действие сервитута начинается после его официального оформления.
Длительность процедуры утверждения обременения определяется административным регламентом региона. Общий срок составляет от трех месяцев до полугода.

Как оформляется частный сервитут

Договор частного обременения – соглашение собственников наделов, имеющих общую границу.
Заключение соглашения проводится по схеме:

  1. Заинтересованные лица договариваются о совместном использовании земли.
  2. Если согласие не достигнуто, инициатор сервитута обращается с иском в суд.
  3. Определяются порядок, сроки и цена эксплуатации участка.
  4. Обременение регистрируется в органах Росреестра.

В договоре отражаются все существенные условия. К составлению документа по желанию участников привлекается нотариус. Если форма соглашения не соблюдена, оно может быть признано недействительным.

Пункты договора включают:

  • личные данные сторон;
  • характеристики объекта (площадь, кадастровый номер, назначение);
  • цели использования;
  • размер земельного участка (если обременение устанавливается на часть территории);
  • срок действия;
  • цена и способ оплаты;
  • порядок эксплуатации надела;
  • обязанности сторон.

Если земля находится в собственности нескольких лиц, в соглашении разграничено участие всех правообладателей.

Какие документы необходимо представить

Сервитут устанавливают на территорию, границы которой зафиксированы документально.
Обратиться в отделение Росреестра может как владелец, так и пользователь спорного участка.

Перечень необходимых бумаг включает:

  • заявление на госрегистрацию;
  • копия удостоверения личности заявителя;
  • документы, подтверждающие право собственности на землю;
  • соглашение владельцев или решение суда;
  • кадастровый план;
  • квитанция оплаченной госпошлины.

При нахождении участка в ипотеке требуется согласие кредитной организации.

образец добровольного соглашения о сервитуте

Когда прекращается действие сервитута

Российское законодательство предусмотрело возможность прекращения сервитута.

Обременение отменяется по следующим причинам:

  • исчезли основания для ограниченного использования земли;
  • участок уничтожен в результате природной или техногенной катастрофы;
  • закончился срок действия договора;
  • изменились условия (заключено новое соглашение);
  • землепользователь отказался от требований.

Для снятия обременения собственнику необходимо обратиться в органы Росреестра с заявлением о погашении договора.

Земельный кодекс РФ (ст. 48) закрепляет дополнительные основания для прекращения публичного сервитута:

  • нарушение целей использования;
  • нанесение ущерба земельным ресурсам;
  • задолженность по внесению установленной платы.

Действие договора можно прекратить в одностороннем порядке или по обоюдному согласию сторон.

Как оспорить наложение сервитута

Установление обременения – сделка, предметом которой выступает пользования объектом недвижимости. Любая сделка оспаривается в судебном порядке.

Собственнику, на имущество которого налагается обременение, следует подготовить исковое заявление. Истец должен доказать, что условия, при которых возникает сервитут, лишают его возможности использования земли в своих целях.

Индивидуальный предприниматель А. обратился в Хостинский районный суд Сочи с иском к частной компании об отмене бессрочного сервитута. Суд выяснил, что через соседние участки проходит подземная сеть водоснабжения. На территории, принадлежащей А., находился инженерный узел. Обслуживание оборудования организацией существенно ограничила использование А. своей собственности.

Проведенная экспертиза показала, что инженерный объект можно переместить на участок, находящийся во владении компании. Судья отменил обременение и обязал фирму выполнить работы по перемещению.

Наложение сервитута подразумевает причинение наименьшего неудобства собственнику. При рассмотрении дела об оспаривании суды стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников соглашения.

Источник: https://lawowner.ru/nedvizhimost/zemlya/servitut

Вс рф разъяснил, как решать споры о праве прохода через чужой участок

Несколько сервитутов на один земельный участок

Верховный суд РФ обобщил практику отечественных судов по искам об установлении сервитута. К сожалению, это слово слишком хорошо знакомо немалому количеству дачников и садоводов. А для тех, кому повезло не знать, что такое сервитут, разъясним: это право пользоваться проездом или проходом через чужой участок, для того чтобы попасть на свои сотки.

В прошлые времена, когда садовых участков было не так много, все дачи строились с учетом того, что зайти или заехать на свой участок хозяин мог легко. И сервитут был чем-то экзотическим, про него знал лишь узкий круг юристов.

У подмосковных дачников появится “скорая юридическая помощь”

Но со временем земельных участков в собственности граждан и всевозможных юридических лиц стало в разы больше, да и уже существующие участки стали делиться или сливаться с невероятной скоростью.

Один участок наследники могли раздробить на несколько и продать.

Покупатели могли на своих сотках снести старый дом и построить новый в другом месте, да так, что подъехать к нему стало проблемно. Плюс к этому в некоторых регионах местная власть могла перед старыми дачными участками продать бывшее поле под некий объект.

Итог – прежние подъезды к участкам исчезли под ковшом экскаватора. В общем, вариантов установления сервитута стало так много, что перечислить все очень трудно.

В итоге в наших судах иски об установлении сервитута стали встречаться почти повсеместно и в немалом количестве.

Про сервитут сказано в Гражданском и Земельном кодексах.

Так, в статье 274 Гражданского кодекса записано, что собственник недвижимости вправе требовать от хозяина соседней земли, а иногда и у нескольких собственников участков предоставления ему права “ограниченного пользования” их наделами.

Сервитут устанавливается в нескольких случаях: для прохода или проезда через соседний участок, для строительства или эксплуатации линейных объектов (газ, вода, свет и т.д.) и для “других нужд” собственника недвижимости, который ничего не может сделать без сервитута.

Обязателен ли сервитут? Нет. Соседи могут договориться миром. Но если не получается, то проблему решит суд, который и установит сервитут.

Надо знать, что сервитут подлежит регистрации, как регистрируют право собственности. Но сервитут – это необязательно обуза на всю оставшуюся жизнь.

Если исчезнут основания, по которым его установили, то и сервитут может быть прекращен (статья 276 Гражданского кодекса).

Росреестр: Отсутствие межевания не лишает права на землю

Верховный суд РФ в своем обзоре подчеркнул несколько главных положений, которые суды должны учитывать и исполнять, а гражданам желательно их знать.

Так, не положено устанавливать сервитут, если требуется проход или проезд к самовольной постройке. Как пример Верховный суд привел решение коллег по подобному спору.

Некая фирма потребовала пожизненный сервитут через участок дачника для прохода к своему вновь построенному зданию, как сказано в иске: “в целях обслуживания этого здания”. Суд коммерсантам отказал, так как выяснилось, что они без разрешения на месте старого склада возвели огромный капитальный объект.

Но так как построили они здание без документов, то права собственности у них на него нет. Значит, ни о каком сервитуте не может быть и речи.

Еще одно важное положение, на которое обратил внимание Верховный суд. Сервитут можно устанавливать только в том случае, если у собственника участка нет никакой другой возможности попасть к себе иначе, как через участок соседа. Как пример приведен спор двух соседей.

Один из них попросил суд установить сервитут, так как дорога к его дому идет через соседний участок. Но суд выяснил, что к дому истца можно попасть необязательно через чужую землю. Есть и другая дорога.

Да, она в плохом состоянии, и ехать по ней дольше, но раз другой путь есть, то никаких неудобств соседу причинять не стоит.

Соседи могут договориться миром. Но если не получается, то проблему решит суд, который и установит сервитут

Есть другой аспект, который надо учитывать. Если после установления сервитута собственник участка, через который будет проезд, не сможет использовать свою землю, разрешать сервитут нельзя. Такая ситуация сложилась в споре некой фирмы и гражданина, на участке которого были инженерные сети, трубы канализации и насосная станция.

Все это хозяйство использовалось фирмой для обслуживания своих объектов, вот она и попросила бессрочного сервитута соседнего участка. Рассмотрение спора в суде показало, что некогда это был один участок, который разделили и часть продали фирме.

Владелец второй части неоднократно просил коммерсантов убрать инженерные сети со своей земли.
Верховный суд разобрался с неплательщиками в садовых товариществах

Суд выяснил, что это можно было сделать, но фирма заупрямилась. Теперь, решил суд, если фирме разрешить сервитут, то собственник земли фактически не сможет ею пользоваться и отказал в иске.

Сервитут – удовольствие платное для тех, кто его попросил. Верховный суд подчеркнул – плату за сервитут устанавливает суд исходя из “принципов разумности и соразмерности, площади и срока установления сервитута”.

Это может быть разовая выплата, а может, и периодические платежи. А еще Верховный суд напомнил, что плату за пользование сервитутом можно менять – увеличивать ее или уменьшать.

Но это можно делать лишь в случае, если у собственника участка, обремененного сервитутом, изменится объем ограничений его прав.

И последний момент, на который обратил внимание Верховный суд в своем обзоре, – если в государственном кадастре недвижимости нет сведений об участке, обремененном сервитутом, то это не препятствует регистрации самого сервитута.

Источник: https://rg.ru/2017/11/27/vs-rf-raziasnil-kak-reshat-spory-o-prave-prohoda-cherez-chuzhoj-uchastok.html

Эксперты Кадастровой палаты разъяснили правила установления сервитута

Несколько сервитутов на один земельный участок

При приобретении земельного участка собственники недвижимости могут столкнуться с ситуацией, когда для обеспечения прохода или проезда к своему участку, прокладки и эксплуатации линий электропередачи и других нужд необходимо воспользоваться соседним участком. Возникшую проблему поможет решить установление сервитута. Эксперты Кадастровой палаты рассказали, что такое право ограниченного пользования, как заключить соглашение о частном сервитуте и как его зарегистрировать.

Что такое сервитут?

Сервитут — это право лица (лиц) на ограниченное пользование чужим земельным участком. Существует два вида сервитута: публичный и частный.

Публичный сервитут устанавливается в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков. Например, если попасть к водоему общественного пользования и его береговой полосе, к роднику или иному социально значимому объекту можно только через ваш участок, он может быть обременен правом прохода или проезда к этим объектам.

Зачем нужен сервитут?

· для индивидуального доступа к жилищу, когда проход или проезд возможен только через соседний земельный участок;

· для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов;

· для обеспечения других нужд землевладельца.

Таким образом, ограничение на объект недвижимости устанавливается в интересах конкретных лиц.

Как заключить соглашение о сервитуте?

Как правило, сервитут устанавливается по добровольному соглашению сторон или по судебному решению, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Предоставление сервитута на земельный участок требует документального оформления. В этом заинтересован, в первую очередь, будущий обладатель сервитута.

Прежде чем заключать такое соглашение, необходимо определить, установлены ли границы земельного участка, в пределах которых регистрируется ограничение (обременение) в виде частного сервитута.

Если сервитут будет установлен на часть земельного участка, и такая часть земельного участка не поставлена на кадастровый учет, необходимо выполнить соответствующие кадастровые работы (межевание).

Если же сервитут будет установлен на весь земельный участок, и он стоит на кадастровом учете, то проведение кадастровых работ не требуется.

Чтобы оформить межевой план, содержащий необходимые для государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.

Если собственник земельного участка согласен установить сервитут, нужно заключить с ним соглашение о сервитуте с указанием:

· кадастрового номера земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут;

· сведений о сторонах соглашения с паспортными данными;

· цели и основания установления сервитута;

· срока действия сервитута (если сервитут не бессрочный);

· размера платы (если сервитут устанавливается за плату);

· прав и обязанностей сторон соглашения, в том числе вашей обязанности после прекращения сервитута привести участок в состояние, соответствующее разрешенному использованию (например, при прокладке коммуникаций засыпать траншею, восстановить плодородный слой почвы и т. д.).

Стоит отметить, что размер платы за сервитут определяется сторонами соглашения об установлении сервитута. Если соглашение не достигнуто — вопрос об установлении сервитута решается в судебном порядке. Как правило, размер платы зависит от множества факторов, поэтому для его определения целесообразно обратиться к специалисту (оценщику).

Регистрация сервитута

Частный сервитут надлежит зарегистрировать в Росреестре. Для этого участникам заключенного соглашения (или одному из них), необходимо обратиться в офис Центра государственных услуг «Мои документы» (МФЦ) с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка и государственной регистрации прав в виде ограничения (обременения) части земельного участка, приложив к нему необходимый пакет документов.

После завершения регистрационных действий заявитель получит выписку из ЕГРН, содержащую сведения об обременениях, наложенных на земельный участок.

Однако в случае заключения соглашения об установлении сервитута сроком до трех лет, законом допускается установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения кадастровых работ (межевания), без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

«Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи либо залога, не может быть передан лицам, не являющимся собственниками объекта недвижимости, для обеспечения которой он был установлен. При переходе прав на земельный участок обременения в виде сервитута перейдут к новому владельцу», — отметил заместитель директора — главный технолог Кадастровой палаты по Москве Виктор Горелышев.

Добавим, что обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Источник: https://finance.rambler.ru/other/44791350-eksperty-kadastrovoy-palaty-razyasnili-pravila-ustanovleniya-servituta/

Сервитут на земельный участок в 2019 году: что это такое, установление, регистрация, как оформить, срок действия, закон, документы

Несколько сервитутов на один земельный участок

Сервитут на земельный участок, что это такое? Многие люди сталкиваются с земельными отношениями и понятием сервитута, но не все до конца понимают его значение, и какие правовые последствия могут возникнуть.

Прежде всего под земельным сервитутом подразумевается право ограниченного пользования на возмездном или безвозмездном основании чужого участка земли для личных нужд. Регистрация сервитутов на землю должна проходить в том что порядке, что и права обременения на недвижимое имущество.

Правовое понятие регулирует закон о сервитуте (ст.274 ГК РФ и ст.23 ЗК РФ). Так как данная процедура может ущемлять права собственности владельца другого земельного надела, то произвольное его установление невозможно.

Для чего нужен

ВНИМАНИЕ! Потребность в сервитуте появляется в том случае, когда у владельца земельного участка появляется возможность пользоваться соседними территориями, но не для расширения своего надела, а для вынужденного использования их ресурсами.

Установление сервитута может возникать по разным причинам. Например, на соседнем чужом земельном участке находится природный источник воды, или в случае строительных работ необходимо провести водопровод через соседний надел.

Для незначительных целевых назначений сервитут требовать нельзя. Например, если есть возможность укоротить дорогу к земельному участку через соседний. В данном случае требовать право на проезд через соседнюю территорию недопустимо.

В целом, сервитут имеет сходство с арендой, только данная процедура является вынужденным действием для обеих сторон.

Наложение земельных сервитутов может осуществляться как по соглашению сторон, так и в принудительном порядке. Однако требовать регистрацию можно только в том случае, если больше нет других вариантов реализовывать свои права без получения возможности ограниченно использовать чужую землю.

ВНИМАНИЕ! Владелец земли, на которую было наложено обременение, вправе требовать определенной платы за возможность пользоваться его участком земли. Чтобы определиться с размером и периодичностью оплаты составляется соглашение или исковое заявление.

Виды

Выделяют несколько его классификаций. По времени землепользования различают:

Срочный сервитут характеризуется точным сроком его действия. Необходимость в нем возникает в том случае, если необходимо провести коммуникации или выполнить некоторые работы, по завершению которых обременение заканчивается.

Необходимость в постоянном сервитуте возникает в том случае, когда фактическое пользование требуется только в определенные моменты на протяжении бессрочного периода. Исходя из правовых оснований сервитуты делятся на частные и публичные.

Частный

При данном виде оформление обременения происходит между физическими лицами, то есть один гражданин или несколько лиц получают возможность эксплуатировать чужой участок.

Все условия заранее оговариваются. При этом все необходимые документы должны быть зарегистрированы в Росреестре. Если владелец чужой земли отказывается предоставлять свой участок в чужое временное пользование, то данное разрешение можно получить через судебный орган.

Основными причинами частного вида сервитута могут быть:

  1. Проезд автотранспортного средства.
  2. Прохода людей.
  3. Необходимость в установке каких-либо объектов.
  4. Для обслуживания и ремонта газопровода, электромагистралей или фасада домов и др.

Публичный

Данный вид сервитута устанавливается в ином порядке. В данном случае право может быть закреплено как специальным законом, так и нормативно-правовыми документами, составленными органами власти.

Основное их значение &#8212, это решение как государственных, так и муниципальных проблем без временного или постоянного занятия частных участков земли. Сюда может относиться ремонт коммунальных сетей, установка специальных знаков или проход строительной техники.

Публичный сервитут можно оспорить, если нарушаются законные права владельца земли. В этом случае судом он может быть отменен.

Основные различия

  • Публичный сервитут накладывается для ограниченного пользования чужой землей государством или муниципалитетом. Частный необходим для решения потребностей одного или нескольких граждан.
  • Частный сервитут, как правило, оформляется на возмездной основе, а публичный на безвозмездной. Владелец земельного надела имеет право предоставлять обременение на свою землю на платных условиях.
  • Разные основания возникновения. Порядок установления публичных ограничений основывается на нормативно-правовых актах, в то время как частные &#8212, на основании требований физического лица или организации.

Установление сервитутов

Законом допускается несколько вариантов установления земельного обременения:

  1. На основании резолюции органами муниципалитета или государством.
  2. На основе добровольного соглашения установки сервитута на землю, которое заключается между заинтересованным лицом и землевладельцем.
  3. По судебному решению.

Добровольное наложение

Как оформить частный добровольный сервитут? Гражданин, который нуждается в использовании чужой земли, должен обратиться к ее владельцу с соответствующей просьбой. Если последний не против, то составляется специальное соглашение, которое должно содержать следующие сведения:

  • Согласие собственника, а также размер платы за эксплуатацию его земли.
  • Права и обязанности обеих сторон.
  • Цель использования земли.
  • Координаты и площадь земельного участка.
  • Период эксплуатации.

Следующим действием после оформления договора будет его регистрация в государственных уполномоченных органах (Росреестре). Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  1. Предоставить заявление для государственной регистрации.
  2. Заплатить госпошлину.
  3. Предоставить соглашение в трех экземплярах.
  4. Согласие третьего лица. Если земля находится в ипотеке, то согласие банка. Если в личном владении, то согласие супруги или супруга.

Как только регистрационная процедура завершится, соглашение начнет действовать. С этого момента часть земельного надела может на законных основаниях использоваться заинтересованным лицом, а собственник получать за это установленные платежи.

Через суд

Не всегда землевладелец и лицо, желающее воспользоваться частью его земельного участка, могут прийти к какому-либо соглашению. В этом случае спор разрешается с помощью суда.

Если заинтересованное лицо по факту уже эксплуатирует соседний участок, а собственник против, необходимо получить официальное разрешение на ограниченное использование части земли. Решение суда будет являться некоторой гарантией для дальнейшего беспрепятственного временного использования части чужой территории.

Также оно будет защитой в случае, если землевладелец решит подать исковое заявление о нарушении его прав собственности. Если не будет официального документа, то владелец имеет право запретить пользоваться его землей.

ВАЖНО! Основным условием, которое непосредственно влияет на решение суда, является наличие обстоятельств, при которых владеть своим домом или участком без использования соседней территории действительно не представляется возможным.

Для этого истцу потребуется доказать несколько фактов:

  • Отсутствие реальных возможностей.
  • Наличие спора с владельцем соседней земли.
  • Необходимый срок ограничения.
  • Справедливость материальной компенсации.
  • Обоснованность эксплуатации конкретной площади земельного участка.

Суд накладывает обременение с наименьшими неудобствами для землевладельца и руководствуется обычно принципом разумного баланса прав, а также интересов сторон.

Плата за пользование чужой земли

Размер платежей в основном определяется сторонами по соглашению, либо по решению суда. На величину платежей влияет:

  1. Расходы владельца земли, направленные на обеспечение условия для землепользования.
  2. Интенсивность пользования земельным участком.
  3. Размер нанесенного ущерба.

Однако, стороны могут не руководствоваться данными расчетами, а установить свой размер, либо предусмотреть пользование землей безвозмездно. Если между обеими сторонами нет согласия о размере платежа, судом может быть назначена для ее определения специальная экспертиза.

Прекращение обременения

Обременение с земли снимается в следующих ситуациях:

  • Прекратился срок действия соглашения.
  • Сторонами было принято совместное решение о прекращении ограниченного пользования участка.
  • Отпали обстоятельства для обременения.
  • Произошли изменения с самим обременением.

Прекращение сервитута также оформляется в Росреестре, для чего подается заявление с соответствующими документами, необходимыми для погашения записи об обременении.

Загрузка…

Источник: https://domosite.ru/zemlya/poryadok-ustanovleniya-servitutov-na-zemelnyie-uchastki-pravo-ogranichennogo-polzovaniya

О публичном сервитуте, описании его границ и порядке установления

Несколько сервитутов на один земельный участок

Публичный сервитут – ограничение прав, которое накладывается на один или несколько земельных участков в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без их изъятия.

Для чего устанавливается публичный сервитут?

В соответствии со ст. 23 ЗК РФ исполнительный орган власти или местного самоуправления может принимать решение об установлении в определенных границах публичного сервитута в целях:

1) обеспечения проезда через земельный участок, в том числе для свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования или береговой полосе;

2) размещения на участке межевых знаков, геодезических пунктов, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных;

7) использования участка для рыболовства, охоты, рыбоводства;

8) размещения линейных объектов (электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и их частей, если такие объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации снабжения ресурсами населения);

9) складирования строительных и иных материалов, размещения временных вспомогательных сооружений;

10) размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях и устройства их пересечений между собой;

11) проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Публичный сервитут может устанавливаться в отношении отдельного земельного участка, нескольких земельных участков или земель.

При этом установление сервитута на отдельном земельном участке или нескольких земельных участках свойственно для целей, обозначенных в перечисленных выше 1-7 пунктах.

В такой ситуации на конкретных земельных участках создаются части под обременение, обозначающие границы действия публичного сервитута.

Для целей, указанных в п.

8-11, связанных с размещением протяженных линейных объектов установить сервитут, обозначив пределы его действия на каждом отдельном участке весьма проблематично и неэффективно, поскольку линейные объекты проходят и по ранее учтенным земельным участкам, не имеющим по сведениям ЕГРН установленных границ, и в принципе по неразграниченным землям, из которых в дальнейшем могут формироваться новые земельные участки.

Таким образом, при установлении публичного сервитута необходимо описывать его границы полностью, для того чтобы пределы его действия в полном объеме в конечном счете были отражены в ЕГРН.

Как границы публичных сервитутов попадают в ЕГРН?

В соответствии с ч. 17 ст. 23 ЗК РФ сервитуты подлежат государственной регистрации (исключение – установление сервитута в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на срок до 3 лет).

В случае если сервитут частный, устанавливаемый по соглашению двух сторон, то с заявлением о регистрации обременения в соответствии с ФЗ-218 обращается лицо, в пользу которого ограничивается право частной собственности, или лицо, право которого ограничивается. Это случай весьма простой и не требует детального рассмотрения.

Если сервитут публичный, то с заявлением о внесении в ЕГРН сведений о публичном сервитуте должен обратиться уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления.

Не так давно в нашу техническую поддержку поступил вопрос от пользователя сервиса «ТехноКад-Муниципалитет», связанный с формированием пакета документов, необходимых для внесения в ЕГРН сведений об устанавливаемом публичном сервитуте, проходящем по множеству отдельных стоящих на кадастровом учете участков, а также по неразграниченным землям.

Случай касался установления публичного сервитута в целях размещения линейного объекта.

У пользователя уже было сформировано целое множество пакетов документов, подготовленных сторонней организацией, для внесения в ЕГРН сведений о зоне публичного сервитута, но относительно границ каждого участка в отдельности.

Иными словами, в этих документах был описан не полный обобщенный контур, ограничивающий пределы действия устанавливаемого публичного сервитута, как это должно быть при создании зоны публичного сервитута под протяженным объектом, пересекающим на своем пути как некоторые участки, так и неразграниченные земли, а только лишь границы пересечений между зоной публичного сервитута и теми земельными участками, что уже сформированы и стоят на кадастровом учете (см. поясняющие рис. 1 – 3).

На наш взгляд, такое описание не соответствует ни текущим требованиям законодательства, ни требованиям управленца, поскольку при таком установлении границ публичного сервитута в целях размещения линейного объекта орган местного самоуправления в конечном счете не будет знать, где именно кроме этих участков проходит данный сервитут.

Не нужно забывать, что помимо того, что из неразграниченных земель могут образовываться новые объекты недвижимости, которые будут изначально обременены данным сервитутом, на местности будет существовать большое количество участков, сведения о которых есть в ЕГРН, но в отношении которых в реестре нет данных о местоположении границ в координатах.

Таким образом, при фрагментарном внесении в ЕГРН границ публичного сервитута орган местного самоуправления не сможет увидеть целой картины и использовать эту информацию для управления земельными ресурсами. Публичный сервитут в отношении линейных объектов должен представлять собой в ЕГРН некоторую зону.

И если в пределах этой зоны будут образовываться новые объекты недвижимости, то в местах пересечения таких участков с зонами автоматически учетной системой ведения ЕГРН будут создаваться части под обременения.

Итак, давайте рассмотрим подробнее, как в настоящее время муниципалитет должен принимать решение об установлении подобного публичного сервитута.

Кратко напомним общий порядок действий:

1. Орган местного самоуправления получает от заинтересованного лица (организации или субъекта, обеспечивающего размещение и эксплуатацию объектов связи, электроэнергии, водоснабжения, газоснабжения и транспорта) ходатайство об установлении публичного сервитута.

В состав пакета документов, которые получает орган местного самоуправления от заинтересованного лица помимо документов, подтверждающих различные права и полномочия заявителя, входят и подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН.

2.

Орган местного самоуправления проводит проверку документов и если нет никаких оснований для их возврата, то в срок не более чем семь рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута направляет в орган регистрации прав запрос о правообладателях всех земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, а также при необходимости обеспечивает выявление правообладателей земельных участков. В этот же срок орган местного самоуправления обеспечивает извещение правообладателей земельных участков.

3. В течение 20-45 дней после получения ходатайства, но не менее чем через 30 дней после опубликования сообщения о планируемом установлении публичного сервитута, орган местного самоуправления принимает решение об установлении или отказе в установлении публичного сервитута.

При этом орган местного самоуправления по согласованию с правообладателями участков, в отношении которых планируется установление сервитута, и лицом, подавшим ходатайство, может утвердить иной вариант границ публичного сервитута, чем тот, что был предложен вместе с ходатайством.

4.

В течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута уполномоченный орган обязан опубликовать это решение и направить его копию в орган регистрации прав, а также правообладателям участков, попадающих в зону публичного сервитута, и непосредственно обладателю публичного сервитута. Вместе с копией решения в орган регистрации прав предоставляется описание границ публичного сервитута, которое готовится в соответствии с разъяснениями из Письма Минэкономразвития РФ № ОГ-Д23-622 по xml-схеме TerritoryToGKN_v01.

5. Публичный сервитут считается установленным с момента внесения сведений о нем в ЕГРН.

Таким образом, технически описание границ публичного сервитута выполняется аналогично тому, как описываются границы зон с особыми условиями использования территории.

Если вы являетесь кадастровым инженером, занимающимся выполнением работ по подготовке текстового и графического описания границ публичного сервитута, то ознакомиться с порядком подготовки пакета документов для последующей передачи в орган местного самоуправления можно, посмотрев запись нашего вебинара:

Если вы являетесь сотрудником органа власти или местного самоуправления, перед которым стоит задача по установлению публичного сервитута, то с помощью сервиса «ТехноКад-Муниципалитет» вы сможете:

1) проверить xml-документ с описанием границ публичного сервитута, полученный от лица, обратившегося с ходатайством, загрузив его в заявку:

2) самостоятельно подготовить необходимый документ с описанием границ публичного сервитута, а затем создать соответствующее этому документу заявление о внесении сведений в ЕГРН в соответствии с xml-схемой ZoneToGKN:

3) проверить на карте муниципального образования границы публичного сервитута и определить перечень земельных участков, на которые он будет распространяться (смотреть короткое обучающее видео):

4) запросить на подготовленный перечень участков сведения о правообладателях, создав единый запрос на получение из ЕГРН выписок об объектах недвижимости:

Напоминаем, что этот функционал может использоваться и при описании других зон и границ, сведения о которых предоставляются в Росреестр с заявлением от имени органа местного самоуправления.

В случае необходимости расчета платы за установление публичного сервитута, советуем специалистам руководствоваться приказом Минэкономразвития России от 04.06.

2019 №321 “Об утверждении методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам”. Полный текст документа читайте по ссылке.
__________________

Подписывайтесь на каналКадастр + РегистрацияOnline, чтобы быть в курсе новейших технологических решенийв сфере кадастрового учета и регистрации прав, а также важнейших изменений нормативно-правовых актов! Ждем Вас!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c581b7586e4a700adce8297/o-publichnom-servitute-opisanii-ego-granic-i-poriadke-ustanovleniia-5d31950d8da1ce00aee5a966

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.