Налог на многоквартирный дом

Содержание

Земельный налог под многоквартирными домами: причины отмены и как его заплатить в 2015 году

Налог на многоквартирный дом

До 2015 года земли под частными и многоквартирными жилыми строениями облагались земельным налогом. В последнем случае расчет налога предполагал предварительное выделение долей владельцев квартир в земельном наделе под общим домовладением.

Доля каждого собственника определялась в пропорции площади квартиры в доме к общей площади здания — чем больше квадратура находящейся в собственности недвижимости, тем больше надо было платить налог на землю. При этом по долям, которые приходятся на неприватизированные квартиры, налогоплательщика не было, так как эти помещения находятся в муниципальной собственности.

С начала 2015 года алгоритм налогообложения земель под жилой недвижимостью изменился – появилась норма, освобождающая от налогообложения земли, являющейся составной частью общего имущества многоквартирного дома (закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ, пп. 6 п.

2 ст. 389 НК РФ).

Это означает, что налог на общее имущество многоквартирного дома в части земельного участка под домом не начисляется в отношении владельцев комнат, квартир и иных помещений в МКД.

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ общее имущество многоквартирного дома включает в себя:

помещения общего пользования, которые предназначены для обслуживания нескольких квартир (речь идет о лестницах, лестничных площадках, чердаках, коридорах, подвалах и помещениях, отведенных под инженерные коммуникации);

помещения, находящиеся в доме, которые не принадлежат никому из собственников квартир и используются для удовлетворения социально-бытовых нужд жильцов;

ограждения, несущие конструкции, оборудование для обеспечения доступа к инфраструктуре здания лиц с инвалидностью, механическое, санитарное и электрооборудование;

земельный участок, на котором возведен многоквартирный дом, включая придомовую территорию, занятую объектами озеленения, стоянками, детскими площадками и другими элементами благоустройства.

Перечисленные объекты принадлежат владельцам квартир на праве общей долевой собственности. При этом земельный налог на общее имущество многоквартирного дома платить не надо.

Что касается компаний-застройщиков, то, согласно разъяснениям ФНС в письме от 15.08.2017 № ЗН-4-21/16064@, их обязанность по уплате земельного налога в отношении участка под МКД прекращается с момента перехода этого участка к собственникам помещений дома в общую долевую собственность (с момента регистрации права собственности на любое из помещений первым из собственников).

Соловьева А.А., эксперт журнала

В недавнем прошлом обязанность застройщика по уплате земельного налога в отношении участка, на котором осуществлялось строительство МКД, прекращалась с момента регистрации права собственности первого дольщика на жилое (нежилое) помещение в доме. С этого момента земельный участок переходил в состав общего имущества МКД, плательщиками налога становились физические лица.

По вопросам применения названной нормы регулирующие органы выпустили несколько писем. На наш взгляд, внимания застройщиков заслуживают следующие разъяснения.

Письмо ФНС России от 25.10.2017 № БС-4-21/21551.

Земельный участок МКД занимаемый, не будет относиться к общему имуществу этого дома до момента регистрации права собственности на любое из помещений в нем, и, следовательно, до этого момента в отношении данного земельного участка не может применяться пп. 6 п.

2 ст. 389 НК РФ.

Иными словами, застройщик обязан уплачивать земельный налог МКД до момента госрегистрации права на квартиру (иное помещение в МКД) одним из дольщиков.

Общее имущество МКД должно находиться в собственности двух или нескольких собственников помещений этого дома (п. 1 ст.

36 ЖК РФ, п. 4 ст.

244 ГК РФ). В случае если все квартиры в МКД находятся в собственности одного юридического лица, земельный участок, занимаемый таким домом, не будет относиться к общему имуществу и, следовательно, участок не подпадает под действие пп.

6 п. 2 ст.

389 НК РФ. Таким образом, организация – собственник всех помещений в МКД признается плательщиком земельного налога.

Подпункт 6 п. 2 ст. 389 НК РФ не применяется, если на земельном участке строятся несколько МКД и участок под каждым домом не сформирован. Данный вывод основан на следующем.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ границы и размер земельного участка, на котором расположен земельный участок МКД, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Частью 5 ст. 16 Закона об участии в долевом строительстве установлено, что у участника долевой собственности при возникновении права собственности на объект долевого строительства одновременно возникает доля в праве собственности на общее имущество в МКД, которая не может быть отчуждена или передана отдельно от права собственности на объект долевого строительства.

Государственная регистрация возникновения права собственности на объект долевого строительства одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Таким образом, земельный участок, сформированный и поставленный на кадастровый учет, находится у собственников помещений на праве общей долевой собственности с момента государственной регистрации права участников долевого строительства на помещения. С момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность иных лиц.

(Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 11642/11.)

В силу пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, входящие в состав общего имущества МКД.

Источник: https://sudsoveti.ru/osnovnye-voprosy-kasayushhiesya-nalogov-na-pridomovuyu-territoriyu-mnogokvartirnogo-doma/

Налог на имущество долевой собственностью: кто облагается налогом и пример расчета

Налог на многоквартирный дом

Кто облагается налогом по имуществу в долевой собственности

Расчет налога на имущество при долевой собственностГ

Особенности расчета налога на долевую собственност

Пример расчета налог на недвижимость в долевой собственности

Получение льгот по оплате налога на имущество в долевой собственности

Общая долевая собственность предполагает совместно ведение имущества несколькими лицами. Оно разделено на доли в процентах (реже – в дробях). Каждый участник имеет право использовать, владеть и распоряжаться своей частью имущества.

Важно: Ст. 249 ГК РФ определяет обязательство каждого лица, имеющего долю в имуществе, уплачивать налоги, сборы и иные платежи.

Мы расскажем как взимается налог на имущество долевой собственностью, порядок его расчета и возможность получения льготы, чтобы вы имели юридическую защиту при обращении в ФНС. 

Кто платит налог на имущество долевой собственностью

Нормативно-правовой базой, регулирующей все вопросы, связанные с уплатой и исчислением налога на имущество физических лиц в долевой собственности, является гл. 32 НК РФ.

Налогоплательщики – физические лица, которые имеют в собственности часть имущества. Важное условие – это имущество, должно выступать объектом налогообложения:

  • дом,
  • помещение,
  • гараж,
  • не завершеный объект,
  • предприятие,
  • другие сооружения.

Важно: Налог не оплачивается на общее имущество многоквартирного дома.

Ст. 401 НК РФ устанавливает открытый перечень объектов налогообложения. Иными словами, в него могут быть включены иные здания и помещения (например, садовый домик).

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Расчет налога на имущество при долевой собственности

Налог на имущество физлиц относится к местному типу налогообложению, поэтому его ставка определяется актами местных контролирующих органов. В основе налога кадастровая или инвентаризационная цена объекта.

Кадастроваястоимость:

  • зависит от престижности строения, его расположения, этажа и др.
  • максимально соответсвует рыночной стоимости.

Инвентаризационная стоимость:

  • учитывается только себестоимость применённых материалов (+ уровень износа) и конструкция (стены, окна, двери),
  • ниже рыночной стоимости.

 При расчете по кадастровой стоимости, максимальный размер ставки на :

0,1% В отношении вышеперечисленных объектов (дома, помещения, гаража и др. сооружений по ст. 401 НК РФ).
 2%При условии, что кадастровая стоимость от 300.000.000 руб.
0,5% В отношении других объектов.

Если в основе стоимость по кадастру, то ставка может быть снижена до 0 или повышена, но не более чем в 3 раза (по решению органа населенного пункта).

Если расчет налог на доход от долевого участия осуществляется по инвентаризационной стоимости недвижимости, то налог равняется:

 До 300 тыс руб.        0,1%
 От 300 тыс до 500 тыс руб.       0,3%
 От 500 тыс руб.         2%

 Особенности расчета налога на долевую собственность

Обязанность по расчету налога возлагается на территориальное отделение ФНС. Каждый владелец части имущества получает уведомление, в котором указывается:

  • налоговая ставка,
  • объект, который подлежит налогообложению,
  • налоговая база,
  • срок оплаты.

Важно: На оплату налога собственнику доли в имуществе дается 30 дней от получения уведомлени.

Расчет производится пропорционально доле, принадлежащей каждому участнику! Следовательно, налоги при продаже долевого строительства рассчитывается не на всю квартиру и затем делится поровну между собственниками, а изначально определяется на каждого из них в отдельности.

Формула расчета:

Размер налога для участника долевой собственности = размер налога с кадастровой (инвентаризационной) стоимости объекта Х долю в праве общей долевой собственности.

Обязанность по уплате рассчитанной суммы возлагается на каждое лицо, владеющего долей в имуществе.

Итак, для расчета размера налог на доход от долевого участия необходимо знать:

  • цена объекта (по кадастру или инвентаризационную)
  • инвентаризационную (кадастровую) стоимость доли конкретного налогоплательщика
  • ставка налога, согласно местной алоговой инспекции.

Письмо МинФина РФ №03-05-06-01/46 указывает, что важно применять ставки, установленные именно для стоимости доли в имуществе!

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Пример расчета налога на недвижимость в долевой собственности

Супруги, на праве долевой собственности, владеют частным домом, по 50%. Инвентаризационная стоимость строения – 550 тыс руб. Ставка в их городе равна 0,1% до 300 тыс руб. и 1.5% от 500 тыс руб.

В этой ситуации налоговая база каждому равна 275 тыс руб. (550.000/2). Актуальна налоговая ставка в размере 0,1%. Сумма налога к оплате – 275 руб. (275.000 х 0,1%).

Из приведенного примера видно, что объектом налогообложения выступает часть от общей собственности.

Получение льгот по оплате налога на имущество в долевой собственности

Если налоговые льготы при долевом имуществе принадлежат одному из собственников, то он не уплачивает налог, подсчитанный с принадлежащей ему части. Следовательно, другие лица продолжают оплачивать его в полном объеме.

Право на льготу принадлежит:

  • героям СССР и РФ,
  • инвалидам I и II группы,
  • инвалидам детства,
  • участникам ВОВ,
  • иным лицам по ст. 407 НК РФ.

Важно: Другие льготы могут устанавливаться на местном уровне. Чтобы уточнить их наличие, рекомендуется обращаться в Администрацию населенного пункта или отделение ФНС.

Если льгота предоставляется не конкретному гражданину, а устанавливается на все имущество, то все участники освобождаются от внесения налога.

Источник: https://www.bp-u.ru/yuridicheskiy-likbez/nalog-na-imushestvo-dolevoy-sobstvennostyu/

Налог на частный дом

Налог на многоквартирный дом

Налог на дом является одним из вариантов платежей, которые должны осуществлять граждане, выступая собственниками имущества. Необходимо видеть чёткую разницу между таким понятием, как налоги на жилой дом и помещение многоквартирного дома, и налоги за дом при его покупке или продаже. В данном случае это разные варианты действий при налогообложении.

Чтобы избежать проблем, а именно нарушений и штрафов за неуплату налога на частный дом или помещения многоквартирных домов, а также землю, на которой стоит домик, следует понять, что это за имущество, является ли оно объектом незавершённого строительства, имеются ли совладельцы, с земельным участком дом, или нет.

Всё это позволит определиться с порядком налогообложения и возможностью его избежать.

Нормативная база и субъекты отношений

Имущество, находящееся во владении граждан, обязательно облагается налогом. Однако чаще всего платежи осуществляются в отношении построек, сооружений, зданий, в том числе тех, что не имеют жилого предназначения.

Объектами также выступают земельный участок, земли с домами, доли частного дома, квартиры многоэтажных домов. Всё это можно обозначить, как недвижимое имущество.

Эти объекты всегда облагаются налогами, и именно от них будет зависеть порядок, применяемый к налогу и определению его размер.

Налоги на имущество физических лиц признаются местными, то есть регламентируются исключительно Налоговым кодексом РФ и актами законодательных органов муниципалитета.

Говоря об объектах налогообложения подробнее, следует отметить, что любая территория, земельные участки, недостроенное помещение или сооружение, которое находится в процессе строительства, гаражи и даже парковочные места — всё это наряду с домом или квартирой признаётся недвижимостью, а значит, будет облагаться налогами в установленном законом порядке. При этом в любом случае размер платежа будет зависеть от площади имущества и его характеристик. Чем больше площадь, тем, соответственно, выше налог, если же если речь идёт о загородной недвижимости, то есть вероятность, что на неё налог также будет выше. Или же за объект незавершённого строительства плата будет ниже, чем за достроенный дом.

Независимо от того, купил владелец дом на земельном участке, несколько у него земельных участков с постройками, в том числе если они являются недостроенными, смысл налогообложения не изменится. Некоторые граждане считают, построю дом на земельном участке и буду платить налог только за сам надел. Это не так.

В процессе строительства или если оно осталось незавершённым, дом оказался недостроенным или же работа была приостановлена, в любом случае придётся платить налог, причём относится это не только к землям, но и к дому.

Отсюда определяется, что способ приобретения жилья, построил его человек или купил, роли играть не будет, так как фактически лицо является полноправным владельцем имущества.

Частные дома чаще всего определяют, как загородные, по крайней мере, если они находятся за пределами городской территории. И если данный факт может повлиять на размер налога, то на порядок уплаты нет. Первый и главный момент для правильного определения плана действий — это установление круга субъектов.

Именно они обязаны обращаться в налоговую службу и уплачивать ежегодно рассматриваемый вариант налога.

Далеко не каждый гражданин, который касается загородных домов, квартир, постройки на земельном участке, даже если он и есть человек, построивший её, или же оставивший после себя недострой, будет платить налог.
Только лицо, являющееся собственником жилого или нежилого помещения, а также иной недвижимости может выступать в роли налогоплательщика и обязано регулярно уплачивать налоги на имущество.

Исходя из смысла закона, платит только полноправный владелец.

Однако несмотря на довольно конкретное определение круга субъектов, существуют свои нюансы при определении обязанного лица:

  1. Когда владение домом осуществляется в организации, то плательщиком считается администрация такого юридического лица, которая и будет нести ответственность за рассматриваемую обязанность. Тоже правило относится к случаям, когда владение осуществляется в товариществе. СНТ (садовое некоммерческое товарищество), как некоммерческая организация и самый распространённый вариант владения частным домом на коллективной основе, будет также выступать налогоплательщиком в лице руководства объединения. То есть организационно-правовая форма значения иметь не будет.
  2. Когда домом владеют несколько лиц, то их имущество облагали единым налогом, однако впоследствии собственники имеют возможность договориться между собой, посчитать налог, чтобы каждый получил ту сумму к оплате, которая бы соответствовала доле его владения. При этом ответственность за неуплату будет возлагаться на каждого в равной степени.
  3. Когда лицо выступает арендатором, то оно не обязано уплачивать налог. Обязанность сохраняется исключительно за владельцем. Однако в договоре может прописываться, что расходы на уплату обязательных платежей также будут включены в арендную плату, после чего затраты осуществляет уже арендатор, но официально признаваться налогоплательщик он не будет.

Избежать обязанности по уплате налогов можно лишь в некоторых случаях и при исключительных обстоятельствах. По общему же правилу, если получали имущество в собственность и не отчуждали его впоследствии, то обязательно нужно уплачивать налоги, причём без нарушения сроков и размеров платежей.

Порядок исчисления налога

Как отмечалось выше, при постройке дома или в случае получения его по соглашению, лицо сразу же приобретает обязанность платить налог на имущество.

Для граждан в таких ситуациях является очень важным вопрос о том, сколько придётся платить ежегодно за владение тем или иным вариантом недвижимости.

Для расчёта каждого конкретного вида налога установлена своя схема исчисления, и платежи на имущество не исключение.

Основной показатель для определения размера налога – стоимость имущества по кадастру. Однако до 2020 года учитывается как кадастровая, так и инвентаризационная цена, с целью снижения финансовой нагрузки на граждан.

В основу любого налога входит налоговая ставка, которая определяется и устанавливается только законодательными актами, а именно Налоговым кодексом.

Говоря о ставках налога на владение имуществом, то их закон определяет несколько вариантов, так как стоимость такой недвижимости может быть различна:

  • 0,1% от кадастровой и инвентаризационной стоимости дома, квартиры, гаража, недостроенных объектов и парковочных мест;
  • 3%, если цена по кадастру выше трёхсот миллионов рублей, а объектами являются помещения для офисов, бизнеса или торговли;
  • 0,5% от стоимости иных объектов, которые признаются недвижимостью и попадают под действие налогового закона.

Органы власти в регионах могут менять показатели ставок, уменьшая их или увеличивая. Причём уменьшить процент можно без ограничений, а увеличить не больше чем в три раза.

Относительно порядка расчёта налога, то он имеет определённый план действий, который основывается на новых правилах о кадастровой и инвентаризационной цене имущества и понижающем коэффициенте:

  1. Сначала определяется сумма отчислений, то есть рассчитывается налог исходя из кадастровой цены.
  2. Далее определяется размер налога с учётом старых показателей, а именно инвентаризационной стоимости.
  3. После этого из первого результата вычитается второй, получится разница, причём существенная, поскольку кадастровая цена всегда выше инвентаризационный. После этого сумму необходимо умножить на понижающий коэффициент, который на сегодняшний день равен 0,4.
  4. К полученному результату прибавляется налог по инвентаризационной цене и в итоге выводится общая сумма, которая представляется к оплате.

Для понимания, следует рассмотреть пример. Кадастровая цена равна 1,2 миллионам рублей, а инвентаризационная – 200 тысяч рублей. Налоговая ставка – 0,1, одинакова для каждого варианта.

1,2 млн рублей * 0,1 = 1 200 рублей и 200 тысяч рублей * 0,1 = 200 рублей. После этого из 1 200 вычитается 200 рублей, что равно 1 000 рублей.

Этот показатель умножается на коэффициент, к итогу прибавляется показатель по инвентаризационной цене: 1 тыс. рублей * 0,4 = 400 + 200 = 600 рублей налога на квартиру.

Для самостоятельного определения суммы налога необходимо обратиться к официальному сайту ФНС (федеральная налоговая служба), где размещено специальное приложение «Калькулятор». 

При расчёте следует обращать внимание на возможность получения льгот. Например, независимо от того, сколько в доме проживает человек, налогом будет облагаться только та площадь, которая превышает 50 квадратных метров.

То есть, когда дом имеет площадь в 100 м2, то налог будет начислен только за половину. Дом с меньшей площадью налогами не облагается.

Возможны и иные льготы для определённых категорий лиц, налоговые вычеты и даже полное освобождение от налоговых обязательств.

Получение налогового вычета

Несмотря на то что государство устанавливает жёсткие требования к соблюдению налоговых законов и чётко контролирует процесс уплаты налогов гражданами, оно также предоставляет им некоторые послабления в виде льгот, вычетов и возможностей освобождения от своих обязательств.

Самым распространённым из этих вариантов является именно налоговый вычет, который представляет собой возврат части средств со стороны государства, которые были потрачены гражданином при возведении дома или на проценты, начисляемые в случай займа денег у банка на покупку жилья.

Как получить налоговый вычет на построенный или купленный дом?

В первую очередь нужно понять, когда допускается подавать документы на получение данной привилегии:

  1. Если было осуществлено строительство дома, который предназначен для проживания и предполагает возможность регистрации в нём граждан. Когда же оформить прописку в такой постройке нельзя, то и вычет получен быть не может.
  2. Если была осуществлена покупка дома, который не достроен. В этом случае вычет будет возможен, если в договоре прямо укажут факт того, что это объект незавершённого строительства.
  3. Если была осуществлена покупка готового для проживания дома. В этом случае вычет будет предоставлен на расходы по сделке.

В иных случаях налоговые вычеты предоставляться не будут, независимо от того, какой был приобретён дом и в каком порядке.

Налоговый вычет может быть получен только после того, как в установленном законом порядке и размере будет уплачен основной налог на имущество.

Не все расходы могут попасть под возможность возврата государством. В случае с покупкой достаточно указать на все издержки, в том числе проценты по кредиту.

Когда же речь идёт о строительстве, то НК РФ (Налоговый кодекс) устанавливает конкретный перечень расходов, попадающих под налоговый вычет:

  • расходы, понесённые в результате покупки надела для строительства;
  • расходы, связанные с приобретением дома, который был не достроен;
  • расходы, связанные с покупкой материалов для ремонта и строительства, подтверждённые чеками;
  • расходы по оплате услуг рабочих при проведении строительства;
  • расходы, которые были осуществлены при подключении коммуникационных связей и оформлении специальной документации на дом.

При этом расходы, которые были понесены в результате перепланировки дома, его реконструкции, постройки дополнительных объектов на участке, покупки таких предметов, как душевые кабины, ванные, мебель и так далее, попадать под данную категорию не будут. Чтобы получить рассматриваемую привилегию, очень важно подготовить все требуемые документы:

  • паспорт;
  • декларацию, предоставляемую в налоговом органе;
  • документы, которые подтверждают все понесённые расходы;
  • заявление в установленной форме;
  • выписка из реестра о праве на дом;
  • квитанция, которая подтверждает, что налог ранее был уплачен;
  • соглашение о предоставлении кредита, а также документ, отражающий начисление и уплату процентов по нему, если вычет получается при покупке дома.

Весь пакет бумаг передаётся в налоговый орган, который в установленный период должен принять решение.

Обычно перечисление денежных средств осуществляется не позднее трёх–четырёх месяцев после получения заявления. Размер налогового вычета на сегодняшний день составляет 13% от общей суммы расходов. При этом максимальная сумма вычета составляет два миллиона рублей, больше этого предела возвращено не будет, независимо от размера расходов.

Таким образом, налог, уплачиваемый в случае владения домом, напрямую зависит от трёх показателей: стоимости (кадастровой и инвентаризационной), площади и налоговых ставок. Неисполнение обязанности по его уплате повлечёт за собой меры ответственности.

При этом законом допускается применение льгот к отдельным категориям граждан, а также предоставление вычетов в качестве поддержки при осуществлении расходов на строительство или покупку жилого дома.

Источник: https://ZhiloePravo.com/nalogi/domi.html

Блог

Налог на многоквартирный дом

Практически в каждом МКД есть площади, на которых можно разместить рекламу, оборудование провайдеров и т.д. и получать за это деньги. Это знают управляющие организации (ТСЖ) и собственники.

Для первых сдача общего имущества в аренду – это источник дополнительного дохода, а для вторых – способ снизить размер платы за жилищно-коммунальные услуги.

И всё бы ничего, но есть налоговые органы, которые жаждут урвать от любых доходов, полученных физическими лицами, свою «долю» в виде НДФЛ. Вот об этом и поговорим в статье.

Начнем с теории.

Согласно ст.36 ЖК РФ стены МКД, чердаки и подвалы относятся к общему имуществу МКД.

Использование общего имущества для получения дохода от аренды и рекламы возможно только через проведение общего собрания собственников помещений в МКД (пп.3 п.2 ст.44 ЖК РФ).

Как правило, собственники помещений ничего делать не хотят и на общем собрании поручают управляющей организации выступать от их имени и разрешают сдавать общее имущество в аренду посредникам. То есть налицо «обычная» агентская договорная схема, в которой управляющая организация выступает в качестве агента, а собственники помещений являются принципалами.

Размер дохода, полученного каждым собственником помещений в МКД, пропорционален доле площади помещения, принадлежащего конкретному собственнику в общей площади помещений в МКД (помним, что площадь мест общего пользования в расчете не учитываем) (п.1 ст.37 ЖК РФ).

А теперь самое интересное.

Налоги-то кто за этот доход платит?

Печально, но платить налоги от сдачи общего имущества в аренду должны собственники помещений. Внезапно, правда?

Открываем пп.4 п.1 ст.228 НК РФ и видим, что исчисление и уплату НДФЛ производят «физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, – исходя из сумм таких доходов».

Большинство прочитало абзац выше и не обратило внимание на фразу «не был удержан налоговыми агентами», а зря, так как налоговым агентом признаются организации и индивидуальные предприниматели от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик (в нашем случае собственники помещений – физические лица) получил доходы(п.1 ст.226 НК РФ).

А теперь внимание! Управляющая организация, на счета которой поступают денежные средства от использования общего имущества МКД, не выступает в качестве налогового агента, так как не является источником выплаты денежных средств собственникам.

Налоговым агентом, который обязан исчислить и уплатить в бюджет НДФЛ за каждого собственника помещений в МКД, выступает юридическое лицо или ИП, которое арендует общее имущество МКД и производит оплату на счет управляющей организации.

Ха, нам пофигу на чьи-то обязанности, подумали собственники помещений и сильно ошиблись.

Для того, чтобы налоговый агент по НДФЛ смог исполнить свою обязанность и заплатить за собственников помещений НДФЛ ему необходимо помимо ФИО собственника располагать и другими сведениями, среди которых, в частности, ИНН и паспортные данные. С учетом того, что арендатор данными сведениями не располагает, то удержать сумму НДФЛ он «физически» не может.

Специально для таких случаев в НК РФ есть п.5 ст.

226 НК РФ, в которой указано, что «при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога».

По факту арендатор общего имущества должен «сдать» налоговикам всех собственников помещений в МКД, направив в налоговые органы по каждому собственнику помещений Справку о доходах и суммах налога физического лица (форма 2-НДФЛ), утвержденную приказом ФНС России от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@.

В свою очередь собственники помещений, как налогоплательщики НДФЛ обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (п.3 ст.228 НК РФ), ну и заплатить налог, естественно.

Ну, а управляющая компания (блог же для них) никаких действий предпринимать не должна, так как проблемы возникнут только:

  • у арендатора (он может легко получишь штраф 200 рублей за каждую несданную справку (читаем – за каждого собственника) в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ;
  • у собственника помещения за несвоевременно поданную декларацию штраф составляет 5 процентов от суммы неуплаченного налога по декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Они там охренели что ли, подумали многие…

А кто сказал, что будет легко…

P/S Для особо упертых критиканов: почитайте Письмо Минфина от 2 августа 2019 г. № 03-04-06/58477, в котором чиновники указали, что управляющая организация НДФЛ в рассмотренной ситуации не платит.

Компания «Бурмистр.ру» разработала сервис «Тестирование». Здесь любой тест можно пройти без учета времени и после ответа пользователь может сразу проверить, правильно ли он ответил, а также посмотреть норму законодательства, откуда взят ответ.Это позволит не бездумно выучить ответы, а вдумчиво подготовиться и значительно расширить или «обновить» свои знания. 

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/nalogooblozhenie-deyatelnosti-uk/kto-platit-ndfl-pri-ispolzovanii-obshchego-imushchestva-mkd/

В помощь тсж: налог на землю под многоквартирным домом | консалтинг жкх/тсж/управление жилой недвижимостью

Налог на многоквартирный дом

1 Янв 2014 – 14:29 пользователем Ольга

  
 ЖК РФ ст 36 ( 4)

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.   

О земельном налоге

1. Плательщики земельного налога – это организации и физические лица, обладающие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Земельный участок под многоквартирным домом принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности.

Право собственности возникает с момента проведения государственного кадастрового учета.

Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве долевой собственности участок, признаются плательщиками земельного налога с указанной даты. Госрегистрация – единственное доказательство права на участок.

Плательщиком земельного налога признается правообладатель. Уплачивать его необходимо с момента внесения записи в ЕГРП.

Плательщиком также признается лицо, чье право на участок удостоверяется актом, выданным до введения Закона о госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ней. 

Таким образом, если ТСЖ, зарегистрированные в качестве юридического лица, не является правообладателем участка под многоквартирным домом, то оно не признаются плательщиками земельного налога.

Если ТСЖ является правообладателем отдельных жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирном доме, то земельный налог уплачивается пропорционально их доле в собственности.

2. Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пунктах 66-67 совместного постановления от 29.04.

2010 № 10, № 22 “О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав” указывают, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок в силу законодательства Российской Федерации, признаются налогоплательщиками земельного налога с даты проведения государственного кадастрового учета.

3. Письмом от 17 мая 2006 г. № 03-06-02-02/65 «О налогообложении земельным налогом земель, занятых многоквартирными домами» Минфин РФ разъясняет, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков (статья 390 Налогового кодекса).

При этом следует иметь в виду, что на основании статьи 392 Налогового кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса).

Учитывая изложенное, в том случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, а также имеются правоподтверждающие документы о государственной регистрации данного земельного участка, а при их отсутствии – документы, подтверждающие право собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме (документы о государственной регистрации прав, правоустанавливающие документы, поименованные в пункте 1 статьи 17 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”), то налогоплательщиками земельного налога должны признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома. При том налог должен исчисляться в порядке, предусмотренном статьей 392 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 396 Налогового кодекса налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

Налогоплательщики – физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, исчисляется налоговыми органами.  

Является ли ТСЖ плательщиком земельного налога

1. Минфин в своем письме от 7 мая 2010 г. № 03-05-05-01/12 рассмотрел несколько вопросов по созданию ТСЖ. В частности, кто является плательщиком земельного налога и подлежит ли обложению налогом на имущество недвижимость, которая передана в качестве взноса в ТСЖ.

Что касается вопроса налога на имущество, то Минфин ответил следующим образом: зарегистрированное в качестве юридического лица ТСЖ признается налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении находящегося у ТСЖ на праве собственности движимого и недвижимого имущества (основных средств), учтенного на балансе ТСЖ, в том числе переданного в собственность ТСЖ его учредителями.По земельному налогу – обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента записи в ЕГРП и прекращается со дня внесения в ЕГРП записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Поэтому, зарегистрированное в качестве юридического лица ТСЖ признается налогоплательщиком в отношении земель, правообладателем которых данная организация является.

Источник: https://myupravdom.ru/articles/v-pomoshch-tszh-nalog-na-zemlyu-pod-mnogokvartirnym-domom

Письмо Федеральной налоговой службы от 13 августа 2018 г. № СА-4-7/15613@ О налогообложении платежей за коммунальные услуги, перечисляемых собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах товариществам собственников жилья (товариществам собственников недвижимости, жилищным кооперативам) и управляющим организациям

Налог на многоквартирный дом

Федеральная налоговая служба в целях единообразного применения норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс, Кодекс) направляет обзор сложившейся судебной практики по вопросу налогообложения платежей за коммунальные услуги, перечисляемых собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах товариществам собственников жилья (товариществам собственников недвижимости, жилищным кооперативам) и управляющим организациям.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 главы 25 Налогового кодекса “Налог на прибыль организаций” при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Подпунктом 1 пункта 1.1. статьи 346.15. главы 26.2. Налогового кодекса “Упрощенная система налогообложения” предусмотрено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

В связи с этим, если исходя из договорных обязательств, деятельность товарищества собственников жилья либо управляющей организации по закупке коммунальных услуг является посреднической деятельностью, выполняемой по поручению собственников помещений в многоквартирном доме, то налогооблагаемым доходом указанных организаций будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

При этом квалификация договорных отношений осуществляется не только исходя из наименования и условий договоров, но и из фактических обстоятельств исполнения обязательств.

Так, по делу N А74-10158/2016, рассмотренному по заявлению ООО “Ремонтно-эксплуатационное управление” (выводы, содержащиеся в судебных актах апелляционной и кассационной инстанций поддержаны Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.

2017 N 302-КГ17-15230) суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции указал, что из условий договоров с учетом обстоятельств их исполнения не следует, что заявитель в правоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилых помещений выступал в качестве посредника, агента.

Принимая во внимание то обстоятельство, что в соответствии с договорами на техническое обслуживание жилых помещений и предоставление коммунальных услуг, заключенными с собственниками жилых помещений и договорами общества с исполнителями работ (услуг), общество приобретало коммунальные услуги для обеспечения жильцов этими видами коммунальных услуг, а также обеспечивало техническое обслуживание жилых домов, суды пришли к выводу о том, что общество является исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственникам жилых помещений.

Правомерность такой позиции подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 N 10841/10 по делу N А26-9658/2009, рассмотренному по заявлению ООО “Эксплуатация, текущий ремонт и обслуживание недвижимости”.

В данном постановлении Президиум поддержал выводы нижестоящих судов о том, что суммы платежей, перечисленные обществу собственниками помещений за оказанные им услуги по содержанию и ремонту недвижимости, неправомерно не учтены обществом в целях налогообложения в составе дохода от реализации товаров (работ, услуг), так как общество не являлось посредником (агентом) по предоставлению собственникам помещений услуг по содержанию и ремонту недвижимости организациями-исполнителями, которым и перечислялась плата за эти услуги.

При этом судами по данному делу учтено, что согласно условиям договора управления многоквартирным домом общество от своего имени и за счет собственников за вознаграждение обязуется осуществлять деятельность, направленную на организацию предоставления собственнику услуг по управлению, ремонту общего имущества и коммунальных услуг; плата за услуги включает в себя плату за содержание и ремонт общего имущества, а также вознаграждение управляющей организации за осуществление функций управления многоквартирным домом; плата за содержание и ремонт общего имущества перечисляется организациям-исполнителям; плата за осуществление функций управления многоквартирным домом является вознаграждением управляющей организации и ее доходом; размер платы за услуги устанавливается в соответствии со сметой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, утвержденной решением общего собрания собственников помещений. По данному спору суды также сочли, что на оценку взаимоотношений сторон по договору управления не влияет собственными ли силами выполняет такие работы общество или в этих целях оно привлекает других лиц.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу, что общество обязано было определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль в соответствии с положениями статей 153, 249, 274 Кодекса.

Налоговым органам также следует учитывать изменения, внесенные в Налоговый кодекс Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, которым дополнен пункт 1.1 статьи 346.

15 Налогового кодекса подпунктом 4 из которого следует, что доходы, полученные товариществами собственников жилья, товариществами собственников недвижимости, управляющими организациями, садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими товариществами (некоммерческими партнерствами), жилищными, садоводческими, огородническими, дачными или иными специализированными потребительскими кооперативами от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями, при определении объекта налогообложения по упрощенной системе налогообложения не учитываются.

При этом такие изменения в главу 25 Налогового кодекса “Налог на прибыль организаций” не вносились.

Таким образом, при наличии документов, подтверждающих самостоятельное исполнение работ (услуг) либо поставок товаров, а также в случае, когда управляющая компания либо товарищество собственников жилья не является агентом (комиссионером) в доход включаются все поступившие денежные средства от собственников многоквартирных домов.

В тоже время, учитывая вышепоименованные изменения, внесенные в Налоговый кодекс, с 2018 года данные выводы распространяются только на лиц, применяющих общий режим налогообложения.

При этом учитывая, что оплата коммунальных услуг, перечисляемая управляющим компаниям и товариществам собственников жилья, является выручкой от реализации, а расходы, связанные с перечислением платежей ресурсоснабжающим организациям, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в размере, равном полученным доходам, то дополнительного налогообложения поступивших указанным организациям денежных средств за коммунальные услуги не происходит.

Вместе с тем, в случае, если фактические обстоятельства хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика свидетельствуют о получении и последующем перечислении в полном объеме денежных средств, полученных от собственников жилья, то такой налогоплательщик выступает в имущественном обороте в интересах собственников помещений в многоквартирных домах, то есть действует не в самостоятельных экономических интересах, а в интересах собственников помещений в многоквартирных домах.

Соответственно, поступившие денежные средства от собственников помещений в данной ситуации признаками дохода не обладают.

В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.05.

2018 N 305-КГ17-22109 по делу N А41-86032/2016, рассмотренному по заявлению ТСЖ “Новый бульвар, 19” Судебная коллегия по экономическим спорам отметила, что если фактическая деятельность товарищества собственников жилья соответствует его предназначению, установленному жилищным законодательством, и, в частности, товарищество собственников жилья не получает какую-либо выгоду в связи с передачей от собственников помещений оплаты за выполненные коммунальные работы (оказанные услуги) их поставщикам, то, в отсутствие иных на то указаний в налоговом законодательстве, не имеется оснований полагать, что денежные средства, поступившие от собственников жилых помещений на оплату данных работ (услуг), являются доходом в смысле, придаваемом этому понятию пунктом 1 статьи 41 Налогового кодекса.

Соответственно, в таких случаях поступления от собственников помещений, квалифицированные налоговым органом при проверке как доходы, подлежащие обложению, в действительности доходами не являлись.

Такие выводы применимы и к налогообложению деятельности управляющих компаний в случае отсутствия доказательств самостоятельного исполнения ими работ (услуг) либо поставки товаров, а также при отсутствии доказательств подтверждающих, что собственникам помещений в многоквартирных домах предъявлена стоимость работ (услуг, товаров) по содержанию и ремонту общего имущества, оказанию коммунальных услуг, не соответствующая стоимости их приобретения у сторонних лиц (поставщиков).

В Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.05.

2018 по делу N А53-15798/2017, рассмотренному по заявлению ООО “Фирма ЖКХС” суд пришел к выводу, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами “Налог на доходы физических лиц”, “Налог на прибыль организаций” Налогового кодекса (пункт 1 статьи 41 Налогового кодекса).

Суд, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2008 N 5-П, отметил, что в сфере налогообложения равенство понимается прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения.

Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.

Следовательно, доход для целей исчисления и уплаты налога по упрощенной системе налогообложения, должен исчисляться исходя из результатов экономической деятельности налогоплательщика, в том числе с учетом заработанных им денежных средств в отчетном периоде. Иной подход не отвечает требованиям справедливости и соразмерности.

Наличие у общества статуса управляющей компании, а не товарищества собственников жилья, при отсутствии фактов получения посреднического, агентского или иного аналогичного вознаграждения за перечисление спорных денежных средств, какой-либо выгоды в связи с передачей оплаты от собственников помещений за оказанные им ресурсоснабжающими организациями и подрядными организациями услуги (работы, товары при выполнении текущего ремонта) правового значения не имеет в связи с установленными статьями 3 и 5 Налогового кодекса общеправовыми принципами всеобщности и равенства налогообложения, запрета различного применения исходя, в том числе, из таких критериев, как форма собственности, организационно-правовая форма субъекта предпринимательской деятельности.

При этом Арбитражный суд Северо-Кавказского округа по рассматриваемому делу также обратил внимание на то, что взыскание с контрагентов перечисленных им денежных средств собственников помещений в многоквартирных домах невозможно в силу фактического исполнения такими подрядчиками (поставщиками) обязательств перед собственниками.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71915976/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.