На что можно потратить субсидию

Новая «коронавирусная» субсидия: на что можно потратить и кто проверит целевое расходование

На что можно потратить субсидию

Субсидия выделяется ООО и ИП с определенными кодами ОКВЭД, которые также включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (подробнее см. «Утверждена новая субсидия для малого бизнеса: кто может её получить»).

Подключиться к сервису «Контур.Фокус»

Порядок выдачи и использования «профилактических» субсидий регулируется постановлением правительства РФ от 02.07.2020 № 976. Уже из его названия следует, что деньги выдаются бизнесу не просто так, а на определенные цели. А именно: «на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции».

Постановление утверждает правила выдачи субсидии. В пункте 5 Правил сказано: деньги выделяются на первоначальные расходы по профилактике (15 тыс. руб.) и на текущие (по 6 500 руб. на каждого работника). Предприниматели, не имеющие сотрудников, получают деньги только на первоначальные расходы.

Однако ни конкретного перечня мер по профилактике, на которые следует расходовать полученные деньги, ни положений о том, что будет, если средства потрачены на другие цели, Постановление не содержит.

Единственный пункт об ответственности, который имеется в Правилах, касается искажения получателем данных в отчетности, которая сдается в ПФР — на основании этих сведений рассчитывается сумма субсидии.

В частности, используются сведения из формы СЗВ-М. 

Бесплатно заполнить, проверить и сдать СЗВ-М через интернет

В пункте 12 Правил указано, что в случае искажения отчетности полученные деньги подлежат возврату в бюджет. Кроме того, стоит обратить внимание на пункт 13, который предоставляет федеральному казначейству право контролировать соблюдение целей предоставления субсидий. 

Подведем промежуточный итог. Основной документ, регулирующий выдачу субсидии на дезинфекцию, оговаривает ее целевое назначение и закладывает механизм контроля за его соблюдением. Однако никаких положений о мерах ответственности за нецелевое использование денег не содержит. 

Что считать нецелевым использованием

Очевидно, что перед тем, как говорить об ответственности за нецелевое расходование денег, следует определить: на какие конкретно нужды может расходоваться субсидия.

Как уже упоминалось, само Постановление описывает цель максимально широко: «проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции».

Это значит, что траты на любые товары, работы или услуги, хоть как-то связанные с профилактикой (дезинфекция помещений, покупка средств защиты, проведение анализов и т.д.), в рамках Постановления № 976 будут считаться целевыми. 

Нецелевое использование и налоги 

Налоговый кодекс содержит норму о необходимости соблюдать целевое назначение бюджетных ассигнований. Речь идет о правилах подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Там сказано: использованные не по назначению целевые средства утрачивают статус освобождаемых от налогообложения и должны включаться в состав внереализационных доходов.

Однако применить эти положения к «профилактической» субсидии не получится.

Дело в том, что подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ содержит собственный закрытый перечень целевых поступлений, к которым применяется данная норма. И коронавирусные субсидии там не поименованы.

Более того, для них законодатели ввели в п. 1 ст. 251 НК РФ отдельный пункт за номером 60.

А этот пункт не содержит никаких оговорок о целевом использовании полученных из бюджета денег и последствиях нарушения такового. 

Таким образом, с точки зрения НК РФ у налогоплательщиков, подпадающих под действие подп. 60 п. 1 ст.

 251 НК РФ, субсидия на дезинфекцию не будет облагаться налогом на прибыль (либо единым налогом при УСН) вне зависимости от того, на какие цели реально будут истрачены деньги.

Более того, освобождение будет действовать и в ситуации, когда деньги в принципе не будут потрачены, а останутся на счете налогоплательщика.

Ведите налоговый и бухгалтерский учет при УСН в интуитивно понятном веб-сервисе Попробовать бесплатно

Есть ли санкция в Бюджетном кодексе

Поскольку субсидия выделяется за счет бюджета, к отношениям по ее получению и расходованию могут применяться правила бюджетного законодательства. Давайте ознакомимся с ними. 

Порядок предоставления субсидий получателям из внебюджетного сектора (коммерческим организациям и ИП) урегулирован статьей 78 Бюджетного кодекса.

Данная статья содержит общее положение о том, что правила, на основании которых выделяется субсидия, должны содержать обязательный пункт о контроле за целевым использованием денег.

Однако конкретной ответственности за нецелевое использование средств не устанавливает.

Не установлена такая ответственность и в статье 306.4 БК РФ, которая целиком посвящена нецелевому использованию любых бюджетных средств, в т.ч. и полученных на основании постановлений правительства РФ.

Правда, пункт 2 данной статьи устанавливает наказание в виде безусловного взыскания использованных не по назначению денег только в отношении целевых межбюджетных трансфертов. В данном же случае деньги выделяются напрямую из федерального бюджета. Поэтому, хотя ситуация в целом и подпадает под действие п. 1 ст. 306.4 БК РФ (т. е.

признается нецелевым использованием бюджетных средств), применить правила п. 2 ст. 306.4 БК РФ об ответственности не получится.

Вести учет и сдавать всю отчетность ИП через интернет

Грозит ли административная ответственность

Следующая норма, которая может применяться к получателям «профилактической» субсидии — статья 15.14 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ). Она так и называется: «Нецелевое использование бюджетных средств». А как мы помним, определение нецелевого использования, данное в п. 1 ст. 306.4 БК РФ, охватывает и получателей субсидии. 

Статья 15.14 КоАП РФ гласит: ответственность в виде штрафа и дисквалификации может наступать за то, что бюджетные средства направлены на цели, не соответствующие указанным в том нормативном правовом акте, на основании которого они выделены.

Очевидно, что расходование «профилактической» субсидии на какие-либо иные цели в полной мере подпадает под действие данной статьи КоАП РФ. А значит, если организация или ИП истратит полученные деньги на что-то не связанное с профилактикой коронавируса, то им грозит административный штраф: для ИП — от 20 до 50 тыс. руб.

; для организаций — от 5 до 25 процентов использованных не по назначению средств. Также ИП или руководитель компании могут быть дисквалифицированы на срок от года до трех лет. 

Подведем итог

Специального механизма контроля за расходованием субсидии на дезинфекцию не установлено, однако органы казначейства и финансового контроля имеют право проверять целевой характер соответствующих трат (п. 13 Правил, п. 2.1 ст. 266.1 БК РФ). Соответствующие документы могут запрашиваться и у самих получателей субсидии (ст. 267.1 БК РФ).

Расходование бюджетных денег на цели, никак не связанные с профилактикой коронавируса, может обернуться для получателя штрафом и дисквалификацией (ст. 15.14 КоАП РФ). А при значительных суммах субсидии — даже уголовным преследованием (ст. 285.1 УК РФ). При этом каких-либо налоговых или «бюджетных» последствий в данном случае не предусмотрено. 

Отдельно стоит заметить, что наказывается именно расходование субсидии на цели, не соответствующие Постановлению № 976. А значит, наказание не может применяться к организациям и ИП, а также их должностным лицам, если полученная сумма просто «осела» на банковском счете и вообще не использована.

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/comments/2020/7/15853

«Антивирусная» субсидия: на что потратить и как учесть

На что можно потратить субсидию

Организации, осуществляющие деятельность в отраслях, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в мае — июне этого года получили субсидии от государства в размере 12 130 руб. на каждого работника. В связи с этим у бухгалтеров возникла масса вопросов.

Какие расходы можно покрыть за счет дотации из бюджета — только зарплату работников или другие расходы? Как отразить получение и расходование средств в бухгалтерском и налоговом учете? Нужно ли восстанавливать НДС с расходов, возмещенных за счет субсидии? Если помощь была направлена на выплату заработной платы, платятся ли НДФЛ и страховые взносы? Давайте разбираться.

Цели расходования

Начнем с того, что субсидии, полученные компанией на основании постановления Правительства РФ от 24.04.

2020 № 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее — Правила), можно направить не только на выплату заработной платы работникам. В пункте 1 Правил сказано, что данная субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в период пандемии, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г. То есть выплата за счет субсидии заработной платы работникам — лишь один из вариантов использования полученных от государства средств.

Правила не определяют конкретную цель расходования бюджетной дотации. Поэтому организация сама решает, какие расходы будут покрыты за счет субсидии. Это может быть оплата арендной платы, коммунальных услуг, товаров (работ, услуг).

Главное — чтобы расходы были связаны с производственной деятельностью организации. На наш взгляд, принятое решение о цели расходования субсидии нужно закрепить в распорядительном документе по организации (например, издать соответствующий приказ).

На основании этого документа операция будет отражаться в учете.

Бухгалтерский учет

Правила учета субсидий установлены в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». В пункте 5 этого документа сказано, что организация принимает бюджетные средства к бухгалтерскому учету по мере фактического получения средств либо при наличии следующих условий:

  • имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;

  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

В последнем случае отражается возникновение целевого финансирования и задолженность бюджета перед организацией (п. 7 ПБУ 13/2000). По мере фактического получения денежных средств задолженность погашается.

На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации на основании п. 5 и абз. 2 п. 7 ПБУ 13/2000 получение субсидии должно отражаться проводкой:

Дебет 51 Кредит 86 «Целевое финансирование»

— денежные средства зачислены на расчетный счет.

Расходы, финансируемые за счет государственной помощи, отражаются в бухгалтерском учете в обычном порядке. Например:

Дебет 20 (44) Кредит 70

— начислена заработная плата работникам;

Дебет 70 Кредит 50 (51)

— выплачена заработная плата работникам;

Дебет 20 (44) Кредит 60

— отражена арендная плата за помещение;

Дебет 60 Кредит 51

— перечислена арендная плата арендодателю.

Порядок отражения расходования субсидий установлен в п. 8 ПБУ 13/2000. В этой норме сказано, что бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации. А согласно п. 9 ПБУ 13/2000 суммы субсидий на финансирование текущих расходов списываются с указанного счета в периоды признания расходов.

В ситуации, когда за счет субсидии приобретаются товарно-материальные ценности, в момент их принятия к учету целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов. В последующем, при отпуске ТМЦ в производство, соответствующая сумма, отраженная на счете 98, относится на доходы отчетного периода. Такой порядок прописан в п. 9 ПБУ 13/2000.

Например, если дотация направлена на закупку материалов, в момент их приобретения будут сделаны две проводки:

Дебет 10 Кредит 60

— на сумму стоимости приобретенных материалов;

Дебет 86 Кредит 98

— на сумму субсидии, направленной на приобретение материалов.

В момент списания материалов в производство оформляются проводки:

Дебет 20 (23, 44 и т.д.) Кредит 10

— на сумму стоимости списанных в производство материалов;

Дебет 98 Кредит 91-1

— на сумму субсидии, приходящейся на стоимость материалов, списанных в производство.

В случае же покрытия за счет субсидии стоимости работ (услуг) или расходов на выплату заработной платы счет 98, на наш взгляд, можно и не использовать. Достаточно сделать следующую проводку:

Дебет 86 Кредит 91-1

— субсидия направлена на оплату расходов (основание — приказ руководителя).

Обратите внимание: данная проводка делается и в случае возмещения ранее понесенных расходов. При этом в учете корректирующие (сторнирующие) записи по счетам расходов не оформляются.

Налоговый учет

Суммы полученных субсидий, выплачиваемых пострадавшим от коронавируса компаниям, не учитываются в составе доходов при расчете налога на прибыль (подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ).

При этом расходы, осуществленные за счет таких дотаций, не отражаются для целей налогообложения в составе расходов (п. 48.26 ст. 270 НК РФ).

Таким образом, если компания в регистрах налогового учета показала расход, который покрывается за счет субсидии, она должна будет его исключить.

А нужно ли вести раздельный учет доходов и расходов в отношении «антивирусных» субсидий?

Действующая редакция главы 25 НК РФ устанавливает требование о ведении раздельного учета в отношении средств целевого финансирования, поименованных в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. В этой норме рассматриваемые субсидии не упоминаются.

Как мы уже сказали, порядок их налогообложения установлен в подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ. И в нем нет указания на то, что для сохранения права не включать бюджетные дотации в состав доходов организация должна вести раздельный учет. Прописано лишь два условия.

Организации должны:

  • быть включены по состоянию на 1 марта 2020 г. в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • вести деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.

Тем не менее мы считаем, что компаниям следует организовать ведение раздельного учета, чтобы при проверке избежать вопросов проверяющих.

Обратите внимание: в налоговом учете ни доходы, ни расходы по операциям, связанным с субсидией, не учитываются. А вот в бухгалтерском учете компания отражает и доходы, и расходы. В связи с этим возникают постоянные разницы на основании п. 4 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Поэтому организации нужно сделать следующие проводки:

Дебет 68 Кредит 99

— отражен постоянный налоговый доход с суммы полученной субсидии;

Дебет 99 Кредит 68

— отражен постоянный налоговый расход с суммы расходов, оплаченных (возмещенных) за счет субсидии.

НДС

По общему правилу в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав за счет бюджетных субсидий, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и (или) фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ, к вычету не принимаются. Основание — п. 2.1 ст. 170 НК РФ. Если же субсидия предназначена для возмещения ранее понесенных расходов, то принятый к вычету НДС восстанавливается (подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Но в отношении «антивирусных» субсидий данные правила не работают. Если организация оплатит за счет бюджетных средств товары (работы, услуги), право на вычет НДС у нее не потеряется. А если организация уже успела принять к вычету налог, то восстанавливать его не надо.

Данный порядок установлен в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ. В этой норме сказано, что положения п. 2.1 и подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ не применяются в отношении субсидий, указанных в подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Зарплатные налоги

В случае направления бюджетных средств на выплату заработной платы возникает вопрос: нужно ли с доходов работников удержать НДФЛ и начислить страховые взносы.

Да, нужно. В отношении НДФЛ и страховых взносов никакие изменения в Налоговый кодекс не вносились. Поэтому для работников заработная плата остается облагаемым НДФЛ доходом, а у компании сохраняется обязанность налогового агента по данному налогу. Также с выплат, осуществленных за счет субсидий, нужно начислить и перечислить в бюджет страховые взносы.

Напомним, что Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ ввел для определенных компаний нулевой тариф по взносам за II квартал 2020 г. Такой поблажкой могут воспользоваться и организации, включенные в реестр МСП и осуществляющие деятельность в пострадавших отраслях (подробнее об этом см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 21, 24, 2020).

Источник: https://www.eg-online.ru/article/422736/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.