Муниципальный контроль в жилищной сфере

Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль

Муниципальный контроль в жилищной сфере

Такое понятие как надзор со стороны государства обозначает функцию специально созданных инспекций или других органов осуществлять постоянное наблюдение за точностью соблюдения законности в определенной сфере деятельности. Государственный жилищный надзор выполняет свои задачи в области защиты жилищных прав населения.

Функции и обязанности, которые возложены на государственный жилищный надзор, прописаны в Жилищном Кодексе РФ.

Регламенту работы контролирующих органов посвящена статья 20 данного Кодекса, согласно которой основные обязанности по проведению проверки фактов нарушения законности должны исполнять государственные организации в виде отделов и департаментов, входящих в структуру исполнительных органов власти.

Муниципальный жилищный контроль и государственный жилищный надзор

Муниципальный жилищный контроль, функции которого регламентируются в той же 20 статье ЖК РФ, создается как самостоятельный отдел в местном самоуправлении, жилом поселении или при сельском совете.

Орган муниципального жилищного контроля выполняет свои функции, контролируя соблюдение законности по отношению к объектам жилищного фонда муниципального коммунального хозяйства.

Регламент деятельности, которым руководствуется муниципальный жилищный контроль, устанавливается на уровне обязанностей отдельных субъектов, входящих в Российскую Федерацию.

Основные обязанности по надзору в жилищной сфере осуществляет орган государственного жилищного надзора в каждом региональном образовании, который существует в виде департаментов, комиссий, отделов или инспекторов.

Организация строится по территориально-функциональному принципу, т.е. региональный департамент делится на отделы, каждый из которых отвечает за определенную функцию, и имеет подчиненные службы и отделы в муниципальных образованиях. На практике региональный государственный жилищный надзор совмещает обязанности государственных и муниципальных организаций.

Трудности муниципального контроля в жилищно-коммунальной сфере

 Муниципальный контроль – это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок, направленных на выявление соблюдения юридическими лицами и ИП предъявляемых к ним требований.

Проще говоря, органы местного самоуправления ЖКХ могут проводить плановые и внеплановые проверки управляющих компаний на соответствие их деятельности нормам, правилам и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, федеральными законами и подзаконными актами.

Также органы государственной власти субъектов РФ могут наделять законными правами органы местного самоуправления определёнными полномочиями для проведения проверок в рамках осуществления лицензионного контроля в отношении юридических лиц или ИП, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии.

Учитывая тот факт, что количество органов не малое, а полномочия их широкие, при реализации их муниципальный орган сталкивается с рядом барьеров. Так законодатель ограничил проведение плановых проверок — максимум раз за три года, а для выполнения внеплановых проверок нужны запросы граждан, чьи права нарушены.

На практике же, граждане не пишут письменные обращения, а в случае их написания не указывают конкретные факты, больше излагают эмоциональную составляющую. Кроме того, в 2020 году очень сильно сократились полномочия городских квартальных службы, которые по сути «глаза и уши» Администрации муниципального образования.

В ходе написания статьи, конкретно описаны проблемы муниципального контроля и пути их преодоления.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, ЖКХ, проверки деятельности управляющих компаний и предприятий, предоставляющие коммунальные услуги, проблемы муниципального контроля за сферой жилищно-коммунального хозяйства, пути решения

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее — ЖКХ) — самая важная сфера нынешней социально-экономической системы, где создаются большинство показателей качества жизни граждан нашей страны.

Но наравне с этим на протяжении долгих лет реформирования ЖКХ, не получены ожидаемые результаты. Как выделил В. В. Путин в своем докладе 31.05.

2013 на заседании Государственного совета Российской Федерации «О мерах по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг», острота проблемы все также высока [6].

Муниципальные образования ведают такими жилищными вопросами:

− владение, применение и распоряжение муниципальной собственностью, включая жилищный фонд;

− содержание и использование фонда жилья;

− курирование планировки и застройки земель муниципальных образований;

− формирование условий для возведения жилья;

− организация, поддержание и развитие муниципального энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации.

Органы местного самоуправления могут быть заказчиком по реализации работ по благоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры.

Если система работы организаций ЖКХ даст сбой, это может затормозить и приостановить деятельность и функционирование как района, так и города в целом. То есть ЖКХ — основа развития инфраструктуры каждого города нашей стране.

Государство в лице власти и местного самоуправления на местах не хочет признавать этот факт и сводит роль ЖКХ лишь к ремонтно-контрольному направлению. Появляется вопрос: вследствие чего сложилось такое мнение.

Основной ответ кроется в предположении того, что, признав ЖКХ как направление улучшения инфраструктуры, властям надо будет утверждать определенную сумму в бюджете для этой сферы.

То есть, первая проблема сложности контроля за деятельностью предприятий жилищно-коммунальной сферы: необходимость финансирования компаний данной сферы и отсутствие в бюджете денег на это.

Действующие сегодня системы государственного и муниципального жилищного контроля не полностью дают возможность решить сложные вопросы сферы ЖКХ.

Источник: https://EarthMC.ru/zhkh/municipalnyj-kontrol-v-sfere.html

Жилищный надзор и жилищный контроль: функции, полномочия и различия

Муниципальный контроль в жилищной сфере

Чтобы контролировать соблюдение Жилищного Кодекса Российской Федерации, а также другие законы создаются специальные органы, которые занимаются данными вопросами. Они должны следить, чтобы права граждан в сфере ЖКХ соблюдались безукоризненно. Органы надзора и контроля также следят, чтобы были соблюдены права физических и юридических лиц. Таковыми службами считаются контроль и надзор.

Понятия надзора и контроля

Понятия надзора и контроля принято разделять.

Жилищный контроль – ассоциация, осуществляющая инспекционные проверки, рассматривает претензии граждан, просматривает отчеты и применяет санкции к компаниям коммунального хозяйства, которые некачественно или несвоевременно оказывают услуги.

Государственный жилищный надзор – расширенная форма гражданско-правовых отношений. Задачами надзора являются защита жилищных прав граждан. В работе организация руководствуется статьей за номером 20 ЖК РФ.

Обе организации осуществляют определенные функции, которые разделяются по виду полномочий:

  • государственный жилищный надзор реализует исполнение положений ЖК РФ на уровне федерального масштаба;
  • муниципальный жил. контроль осуществляет деятельность в пределах одного конкретных субъектов.

Какая государственная структура реализует нормы жилищного права

Согласно Закону от 6.10.2013 года за номером 31 контроль за нарушениями в сфере ЖКХ осуществляет органы местного самоуправления.

В своей деятельности организация руководствуется следующими законодательными актами:

  • Жилищный Кодекс Российской Федерации;
  • правила технической эксплуатации жилого фонда;
  • правила предоставления коммунальных услуг органами ЖКХ населению;
  • правила управления, содержания и ремонта общего имущества собственников жилого помещения МКД;
  • правила эксплуатации жилых помещений.

На этом основании органами местного самоуправления в отделах ЖКХ были созданы отдельные секторы для осуществления муниципального жил. контроля. Их организовали 01.01.2013 года на основании установленных правил и норм. Сотрудники осуществляют инспектирование органов ЖКХ, выдают предписания о факте нарушений, а также об устранении недочетов.

Если муниципальный жилищный контроль осуществляется органами местного самоуправления, то надзор в сфере жилого фонда осуществляется органами государственного жилищного надзора, который есть в каждом регионе. Это департаменты, отделы, инспектора и комиссии. Региональный жилищный надзор реализует обязанности как государственных, так и муниц. организаций.

В положении государственного надзора и в Жилищном Кодексе существует такой понятие, как общественный контроль. Организацию создают собственники жилья МКД. Такой компанией осуществляется надзор за законностью и правомерностью деятельности, которая реализуется уполномоченными лицами и организациями на разном уровне.

Общественный орган защищает интересы граждан в сфере ЖКХ и оценивает работу государственного жилищного контроля.

Функции надзора и контроля

Органы местного управления в сфере муниципального жилищного надзора выполняют следующие функции:

  • проверяют лицензии у соответствующих организаций;
  • оформляют пакет учредительных документов;
  • следят за своевременностью и качеством предоставляемых услуг гражданам;
  • проверка качества работ, выполняемых подрядчиками;
  • выявление нарушений в деятельности УК и иных организаций ЖКХ;
  • вынесение предписаний и наложение санкций по нарушениям, которые были выявлены в ходе проверки;
  • отслеживание того, как соблюдаются вынесенные предписания.

задача органов надзора и контроля – не только выявлять нарушения в деятельности организаций ЖКХ, но и предупреждать их.

Контролирующие органы осуществляют следующие мероприятия:

  • классификация выявленных нарушений, которые определяются с помощью проверки на несоответствии деятельности компании в соответствии с действующим законодательством;
  • проведение проверок, которые были запланированы, а также внеплановых инспекций управляющих контор и иных подобных организаций;
  • вынесение решения на основании проведенных проверок;
  • ревизия организаций ЖКХ, привлечение к ответственности всех виновников указанных нарушений.

Проверки органами контроля и надзора планируются на год и проводятся по порядку. Внеплановые инспекции осуществляются на основании жалоб граждан.

Основания для проверок

Плановые проверки проводятся по истечению года со дня начала деятельности любых организаций, которые осуществляют управление общим имуществом собственников жилья многоквартирного дома. Инспекция также осуществляется ежегодно со дня окончания проведения плановых проверок соответствующих компаний.

Внеплановые проверки осуществляются на основании претензий граждан к управляющим конторами или получения информации о следующих нарушениях:

  • выбор организации, которая осуществляет управление общим имуществом владельцев жилья МКД;
  • заключение соглашения об управление общим имуществом с УК;
  • утверждение условий и заключения договора управления;
  • неправильное содержание общей собственности;
  • нарушение использования территории, расположенной возле многоэтажного дома или мест общего пользования;
  • несвоевременное или некачественное проведение текущего и капитального ремонта мест общего пользования и инженерных коммуникаций;
  • необоснованное повышение тарифов на коммунальные услуги.

Органы контроля и надзора создаются с целью защиты прав граждан в сфере коммунального хозяйства. Организации осуществляют свою деятельность на основании соответствующих законов. Они следят, чтобы населению качественно и своевременно были предоставлены коммунальные услуги.

В их компетенцию также входит контроль за установленными тарифами. В случае необоснованного повышения таковых организации имеют право применить соответствующие санкции в адрес нарушителей.

Организации осуществляют проверки управляющих компании и иных подобных организаций с целью предупреждения и выявления нарушений. Они контролируют выполнение текущего и капитального ремонта.

Любой гражданин, который является собственником квартиры или снимает жилье по договору социального найма, может подать жалобу в эти организации и на ее основании будет проведена проверка. Если будут выявлены нарушения, виновных накажут, а гражданин получит соответствующую компенсацию.
Жилищный надзор и жилищный контроль: функции, полномочия и различия Ссылка на основную публикацию

Источник: https://okommunalke.ru/dokumenty/zhilishhnyj-nadzor-i-kontrol

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.