Муниципальные земли

Содержание

Как купить муниципальную землю и оформить ее в собственность? Аукционы и торги на земельные участки на сайте Недвио

Муниципальные земли

При покупке земельных участков, принадлежащих частным или юридическим лицам, не возникает никаких проблем. С муниципальной землей все обстоит по другому. Она обойдется намного дешевле, а то и вовсе бесплатно. Но придется столкнуться с рядом трудностей и потратить куда больше времени.

В 2015 году был утвержден новый Земельный кодекс, объемом почти в 300 страниц. В нем расписана процедура покупки земли у государства за кадастровую стоимость, а также бесплатная передача участков в собственность.

Но купить возможно только земельный участок с четко определенными границами, а государственные земли не имеют плана межевания и не стоят на кадастровом учете. Поэтому потребуется проведение всех необходимых работ.

Кто имеет преимущество и льготы при покупке земельного участка у государства?

Перед приобретением земли, потенциальный покупатель должен точно определиться, для каких целей она будет использована. В случае, если участок будет куплен и в последствии заброшен, он будет изъят в пользу страны.

В каких случаях у претендента появляется преимущество при покупке:

  • Арендатор выстроил на территории, предназначенной под ИЖС или ЛПХ, любое здание и ввел его в эксплуатацию. Покупка обойдется в 3% от кадастровой стоимости, если участок муниципальный, а если принадлежит городским землям в 15-20%;
  • Если земельный надел покупается для строительства, его можно выиграть на аукционе. Начальные ставки определяет администрация. В случае несостоявшихся торгов (менее 2-х персон), производится обычная покупка;
  • Покупателем выступает глава крестьянского фермерского хозяйства (КФХ), и приобретает земли сельского поселения. Для него стоимость будет равна кадастровой или еще ниже;
  • Планируется комплексное освоение территории;
  • На арендованных сельхозземлях в течение 3-х и более лет добросовестно исполнялись все условия аренды.

Случаи, когда участки под ИЖС предоставляют бесплатно:

  • Многодетная семья, где все дети находятся на иждивении родителей;
  • Молодая семья, не имеющая в собственности земли или проживающая на площади менее 15 кв. м на человека;
  • Покупатель является Героем труда.

Существуют территории, которые не могут быть выкуплены:

  • Находяющиеся в зоне владения любого вида транспорта;
  • Территории испытательных полигонов;
  • Зараженные ядовитыми веществами;
  • Зоны владения любым транспортом (железнодорожного, автомобильного, аэропорты, морские порты);
  • Лесные и водные угодья;
  • Заповедники, городские парки;
  • Зоны Минобороны;
  • Кладбища.

Где и как нужно оформить документы для покупки?

Желающим приобрести муниципальный или государственный земельный участок, следует знать в какие органы обращаться, если она государственная – в администрацию. Принадлежит местным общинам – в органы местного самоуправления, расположена в Крыму – совет министров Крыма.

Для начала, нужно написать заявление на покупку земли. Чтобы оно было правильным, следует прописать в нем точный адрес участка, для каких целей он покупается, площадь и размеры. Обязательно указать, что с оплатой аванса согласен.

Также необходимо провести кадастровые работы и поставить земельный участок на кадастровый учет. Желательно заранее проверить в органах Росреестра к какой категории земель относится интересующий надел, можно ли ее изменить при необходимости.

К заявлению следует приложить следующие документы и их копии:

  • паспорт;
  • договор аренды (при наличии);
  • при наличии построек, права собственника (можно справки с ЕГРП);
  • кадастровый план;
  • оригинал и копию квитанции об оплате госпошлины.

Далее следует обратиться с заявлением в местные исполнительные органы. Предоставить паспорт, договор аренды (если является арендатором), кадастровые выписки и все копии документов.

В течение 30 дней будет принято решение и выдано постановление о передаче территории в собственность. В нем также указывается цена, за которую участок был приобретен.

Оплатить можно в любом отделении банка, затем предоставить оригинал и копию чека об оплате представителю муниципальных органов. В ФУГРЦ предъявить все документы и их ксерокопии и заполнить заявление. Через месяц покупатель становится полноправным собственником.

В последние годы стало популярным выкупать у государства участки с ветхими постройками. Однако нужно учитывать, что для выкупа таких муниципальных земель, следует вначале полностью восстановить недвижимость. Только после этого, физическое или юридическое лицо получает право на приватизацию участка.

При покупке для земли для ИЖС, административные органы в течение 1 месяца опубликуют в СМИ извещение о предоставлении земельного участка. Там же указывается его кадастровый номер, адрес, площадь, полное описание и дается информация о предстоящих торгах для других заинтересованных лиц. Если за 30 дней не находится желающих принять участие в аукционе, оформляется сделка купли-продажи.

Продажа участка на Мысе у Волги 88 соток, 165 км от МКАД ПОСМОТРЕТЬ

1. Каким образом можно узнать о торгах?

В газетах и сети интернет: на сайтах муниципального района, на общероссийской торговой площадке — не меньше, чем за месяц до проведения торгов, появляется объявление об аукционе.

Это мероприятие позволяет приобрести земельные участки гораздо дешевле, чем на рынке. Однако, если надел без кадастрового номера, торги не состоятся, так как продаваемый участок должен быть полностью готов к использованию.

Заявки на участие прекращают принимать за 5 дней до аукциона, отказаться от его проведения можно за 15 дней. Организатор должен разместить информацию там же, где и давал объявление о его проведении, а также лично проинформировать участников об отмене мероприятия в течение 3-х дней.

2. Кто может, а кто нет принимать участие в торгах?

Любое физическое и юридическое лицо может участвовать в аукционе, кроме тех, кто:

  • не предоставил все требующиеся документы;
  • не заплатил задаток;
  • тем, кому законодательно отказано в покупке;
  • лицам, не имеющим сведения в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
  • гражданам, не имеющим гражданства РФ;
  • фирмам, уставной капитал которых на 50% и более принадлежит иностранцам.

3. Формы проведения аукциона

Существует три вида:

  • закрытые;
  • открытые;
  • электронные (новый формат, набирающий все большую популярность).

Для РФ наиболее приемлемыми являются открытые, когда любой желающий может их посетить. В этом случае, на них привлекаются: пресса, строительные компании, градостроительные и архитектурные организации. Если мероприятие организовывается другой организацией, присутствие на нем наблюдателя из муниципалитета обязательно.

4. Торги

После названия лота и его характеристик начинаются торги. Обычно окончательная стоимость на 1-2% выше первоначально объявленной цены.

Аукционист (человек ведущий торги) – смотрит, кто из участников согласен предложить большую цену, и оглашает ее всем остальным. Если после трехкратного повторения сумма остается такой же, значит участок считается проданным. Владельцем становится тот, кто предложит последнюю, наибольшую цену.

Однако формат может быть и другим. В рамках закона, организаторы торгов могут вносить различные изменения в процесс аукциона на землю. Точную информацию о правилах проведения обычно узнают из информационных бюллетеней.

5. Документы для выигравшего

Основным документом, который впоследствии выступает основанием для купли-продажи земельного участка, является протокол аукциона. Он подписывается между организатором и победителем торгов, и не позднее пяти дней после этого, составляется договор о покупке.

6. Расчет

Проигравшим участникам, в течение трех дней, возвращают задаток на расчетный счет указанный в заявке. Для победителя эта сумма входит в состав полной оплаты за землю. В течение месяца организатор размещает в тех же СМИ результаты проведения аукциона.

Для оформления прав на собственность, глава муниципалитета выдает постановление. Потенциальному владельцу дается 30-дневный срок для процедуры, отсчет ведется с момента подписания протокола. Далее следует подать все документы в регистрирующие органы, чтобы стать полноправным владельцем земли.

Нюансы покупки земельных участков на аукционах

Иногда покупатели совершают крупные ошибки, при покупке земли на аукционе. Некоторые, в силу своей неопытности, другие гонясь за дешевизной (были случаи, когда на торгах участки приобретались на 200-300% дешевле, чем на рынке).

Какие тонкости нужно учитывать при сделке?

  1. Не полениться и самостоятельно проехать, визуально осмотреть участок на наличие рвов, канав, возвышенностей;
  2. Изучить окружение, если вблизи находится захоронения, болото – это очень сильно снижает стоимость земли;
  3. Обратить внимание на кадастровую стоимость – она привязана к налогообложению, чем выше, тем в последствии будут и больше налоги;
  4. Провести мониторинг цен еще перед покупкой на аукционе, следует какое-то время внимательно отслеживать все цены в том районе, где собираетесь купить земельный участок;
  5. Обязательно обращать внимание на разрешенное использование земли – в последующем можно не получить разрешения для стройки или занятий садоводством.

Каждый желающий может купить муниципальную землю и оформить собственность на нее. Перед покупкой, следует внимательно изучить Земельный кодекс РФ, чтобы полностью представлять процедуру покупки. Приобретая участки на аукционах, лучше заранее узнать о выставляемом лоте все достоинства и недостатки, в противном случае, есть вероятность приобрести неликвид.

Земельный кодекс РФ

Была ли эта статья для вас полезной? Пожалуйста, поделитесь ею в соцсетях:

Не забудьте добавить сайт Недвио в Закладки. Рассказываем о строительстве, ремонте, загородной недвижимости интересно, с пользой и понятным языком.

Источник: https://Nedvio.com/auktsiony-i-torgi-na-zemelnye-uchastki/

Аренда муниципальной земли

Муниципальные земли

Почему гораздо выгоднее арендовать землю у местной власти, и как заполучить участок

Аренда земельного участка у государства – надежный и выгодный вариант для граждан, желающих вести жилое или коммерческое строительство или заниматься другими видами хозяйственной деятельности.

Что такое аренда муниципальной земли?

Планируя строительство или иную хозяйственную деятельность, не обязательно покупать надел. Гораздо удобнее взять его в аренду. В пределах муниципального образования претендовать можно на земли:

  • находящиеся на кадастровом учете;
  • относящиеся к разрешенной категории;
  • имеющие возможность подключения к инженерным коммуникациям.

Обратите внимание!Если в муниципальном образовании приняты правила землепользования, доступные территории разделены на участки в зависимости от категорий. Получить их в аренду проще всего в ходе публичных торгов, организованных городской администрацией или инициированных гражданами.

Без проведения торгов земля может быть передана в случае:

  • личного строительства дома или дачи;
  • ведения частного приусадебного хозяйства;
  • постройки детского сада, музея или другого объекта общественного назначения.

Как взять муниципальную землю в аренду?

Для аренды земли у муниципалитета предусмотрены следующие пути:

  • аукцион, организованный администрацией города, в качестве лотов на котором выступают участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • аукционы, инициированные гражданами, заинтересованными в получении земли с правом последующего выкупа;
  • аренда без предварительных торгов (доступна для льготных категорий граждан);
  • аренда без торгов по упрощенной схеме. Применяется для наделов, не стоящих на кадастровом учете.

Обратите внимание!Чаще всего граждане, желающие получить землю в аренду, сталкиваются с аукционами.

Объявления о ближайших торгах публикуют в средствах массовой информации и обязательно дублируют на сайте городской администрации. Публичная информация о торгах должна появиться не позднее чем за 30 дней до их начала.

Предметом торга становится величина арендной платы.

Победителем станет участник, предложивший большую стоимость.

Начальная ставка вычисляется в зависимости от кадастровой стоимости участка и варьируется от 1,5-5,5%. Согласно правилам землепользования, в один лот может входить только один участок.

Если торги инициированы городской администрацией, именно она выступает организатором мероприятия. В обязанности местного органа исполнительной власти входят:

  • определение срока договора и начальной ставки арендной платы;
  • назначение времени и места проведения аукциона, сроки подачи заявок и их форму;
  • выбор порядка внесения и возврата задатка и шага аукциона.

Для участия в торгах физическому лицу необходимо подать заявку, приложив к ней квитанцию о внесении задатка и копию паспорта. Заявка подается не позднее чем за 5 дней до начала аукциона.

Аукционы по инициативе граждан имеют немало ограничений. В качестве лотов могут выступать готовые наделы в пределах населенных пунктов или земли сельскохозяйственного назначения. Собственником может быть муниципалитет или государство. С 2015 года торги этого типа в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не проводятся.

Получить информацию о свободных участках можно в Многофункциональном центре (МФЦ), запросив выписку на имеющиеся объекты на территории города или области. Услуга платная, информация предоставляется в течение 5 рабочих дней.

В справке содержится список доступных наделов, их принадлежность (муниципальная или государственная), а также кадастровые номера. Введя их в поисковую строку кадастровой карты Росреестра, можно получить полную информацию об объекте, в том числе и ограничения, наложенные на участок.

Если он свободен, можно подавать заявку на регистрацию, нажав на соответствующую кнопку в форме.

Перед тем как претендовать на муниципальную землю, стоит осмотреть ее, лично выехав на место.

Если на территории планируется жилое строительство, необходимо оценить возможность подключения инженерно-технических коммуникаций. На выбранном участке не должно быть ЛЭП, трансформаторных подстанций, трубопроводов, газопроводов, бесхозных построек и других объектов, способных стать обременением.

Обратите внимание!На имя главы администрации подается заявление, в котором указываются кадастровые номера выбранных объектов и цели их использования.

Одобрение или отказ должны прийти в течение 2 месяцев после отправления заявки. В торгах может быть отказано, если:

  • наберется менее 2 участников;
  • выяснится, что выбранный объект не поставлен на кадастровый учет;
  • границы участка окажутся неопределенными или спорными;
  • земля зарезервирована для государственных или муниципальных нужд;
  • существует договор о комплексном освоении территории;
  • участок подлежит оформлению согласно заявке, поданной ранее.

В случае успешного проведения аукциона издается постановление об аренде сроком от 3 до 20 лет. Победитель, предложивший большую сумму аренды, получает право пользования, остальным участникам возвращаются задатки.

Сколько стоит аренда муниципальной земли?

Стоимость зависит от многих факторов:

  • категория участка;
  • его кадастровая и рыночная стоимость;
  • величина земельного налога;
  • цели, для которых арендуется земля;
  • результаты публичных торгов.

Для расчета стоимости земли, переданной в аренду без проведения торгов, применяется формула А=К*C. А – арендная плата, К – кадастровая стоимость участка, С – специальный коэффициент.

Последний показатель зависит от целей аренды и категории нанимателя. Для граждан, имеющих налоговые льготы, коэффициент минимальный и составляет 0,01.

Для строительства предприятий и жилых объектов используется коэффициент 1,5.

При расчете цены на торгах учитывается площадь земли, которая умножается на региональный коэффициент, базовую региональную ставку, зональный и поправочный коэффициент, зависящий от назначения участка.

Кроме арендной платы наниматель обязан выплачивать ежегодный земельный налог.

Если арендованный надел используется в качестве сельхозугодий, арендатор предоставляет государству часть произведенной продукции и вкладывается в развитие территории, взятой во временное пользование.

Обратите внимание!При аренде земли под жилое или иное строительство стоимость арендной платы определяется итогами аукциона. Она зависит от того, скольким лицам удалось принять участие в торгах.

Исключением является строительство социально значимых объектов, в этом случае надел может быть предоставлен бесплатно.

Стоимость аренды земли варьируется в зависимости от региона. Самые дорогие участки расположены в Московской области, там цена доходит до 20000 рублей за гектар. Объекты в Чувашской республике и небольших городах Свердловской области можно арендовать за 500 рублей за гектар.

Аренда земли у муниципалитета гораздо удобнее и безопаснее, чем у частного лица.

Избежать неприятных неожиданностей поможет консультация у земельного юриста. Специалист поможет подобрать подходящие объекты и подскажет пути их получения.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/pravoved/arenda-municipalnoi-zemli-5be15deff7a35000aa01d711

Муниципальное земельное управление

Муниципальные земли

Земля выступает в качестве одного из основных резервов развития общества. Земли муниципального образования в определенной мере являются собственностью всех жителей этого муниципального образования.

Определение 1

Муниципальное земельное управление представляет собой политику управления земельными ресурсами муниципального образования, основанную на принципах целевой направленности, прозрачности и справедливости.

В качестве объектов муниципального земельного управления могут выступать:

  • земля, расположенная в зафиксированных пределах местоположения и площади;
  • земельные участки;
  • территориальные зоны;
  • земельные паи (доли) и права на них.

Земли, на территории которых находится муниципальное образование, могут быть объектом различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной или иной.

Землями муниципального образования считаются все земли на территории его расположения, за исключением тех, которые находятся в государственной, частной или иной собственности. Кроме того, собственностью муниципального образования могут быть земли, приобретенные им за пределами территории муниципального образования.

  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 280 руб.
  • Контрольная работа 220 руб.

Для использования муниципальных земель предусмотрен специальный правовой режим, под которым подразумевается совокупность принципов и правил использования земельного участка, а также порядка его включения в гражданский оборот, учета, охраны и мониторинга.

Правовой режим использования муниципальных земель

Правовой режим использования земель муниципального образования регулируется различными отраслями права: лесным, водным, земельным правом и так далее. Специфика применяемого правового режима определяется категорией земельных участков. При включении земельных участков в различные категории, право используется комплексно, причем приоритетным правовым режимом является наиболее строгий.

В понятие правового режима включаются такие правовые категории как:

  • во-первых, целевое назначение земель, представляющее собой применение земельных участков в целях удовлетворения потребностей физических и юридических лиц с законодательно установленного разрешения. Правовую основу такого использования составляют градостроительная и землеустроительная документация, которая определяет порядок и условия использования земель. В состав документов, устанавливающих целевое назначение земель включаются: государственные акты, устанавливающие право собственности на земельные участки, право бессрочного пользования ими, право пожизненного наследуемого владения; свидетельства на право собственности на земельные участки, право постоянного пользования ими, пожизненного наследуемого владения; договоры аренды земельных участков, временного пользования земельными участками.
  • во-вторых, разрешенное использование земель, представляющее собой применение земельных участков на основе учета их целевого назначения, обременений и сервитутов. Основу разрешенного использования земельных участков составляют градостроительная и землеустроительная документация, зонирование земель. В отношении разрешенного использования земельных участков могут быть установлены определенные ограничения. Примерами таких ограничения являются:
  1. Запрет на использование земельных участков способами, приводящими к их деградации, ухудшению окружающей среды или снижению плодородности;
  2. Ограничение плотности, глубины, высоты застройки согласно градостроительной документации, строительным нормам и правилам;
  3. Запрет на уничтожение зеленых насаждений;
  4. Ограничение нагрузки на природную среду;
  5. Иные ограничения.

Разрешенное использование земельных участков подлежит государственной регистрации и оформляется правоустанавливающей документацией муниципального образования.

Муниципальные органы власти также наделены правом определения категории земельных участков, ее изменения в отношении муниципальных земель. Исключение составляют особо охраняемые земельные участки муниципального значения, в отношении которых категория земель региональными властями в согласовании с муниципальными властями.

Нарушения в данной области могут являться основанием для отмены решений муниципальных властей и совершенных на их основании сделок, а также привести к отказу в праве государственной регистрации земельных участков.

Распоряжение земельными участками, находящими в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления. Как правило, муниципальное земельное управление обособленно от муниципального управления имуществом. При этом небольшие поселения могут объединять эти виды управления в рамках одного органа.

Цели муниципального земельного управления

Целями муниципального земельного управления выступают:

  • обеспечение эффективного использования земли, находящейся в муниципальной собственности;
  • достижение оптимальной структуры доходной части местного бюджета посредством получения доходов от использования муниципальных земель;
  • формирование муниципального земельного рынка на цивилизованных основах;
  • формирование и обеспечение гарантий прав на земельные участки;
  • обеспечение роста доходов местного бюджета за счет доходов от использования муниципальных земель;
  • осуществление экономии средств бюджета;
  • сокращение временных затрат на принятие управленческих решений в сфере управления муниципальными землями.

К условиям и характеристикам использования муниципальных земель относятся: наличие нормативной базы и информационных ресурсов для осуществления такого управления, обеспечение роста доходов от использования муниципальных земель, положительное соотношения доходов и расходов по муниципальным землям, роста спроса на земельные участки и так далее.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/municipalnoe_zemelnoe_upravlenie/

Муниципальное право России

Муниципальные земли

В наиболее общем виде территорией муниципального образования является пространство (земля) в пределах, очерченных границами этого муниципального образования, вне зависимости от формы собственности и целевого назначения.

Соответственно, нужно различать территорию муниципального образования как часть земной поверхности, находящуюся в границах муниципального образования, и муниципальную землю как часть земной поверхности, находящуюся в границах муниципального образования и принадлежащую этому муниципальному образованию на праве собственности.

В связи с тем, что Федеральный закон от 2003 г. четко определил пять видов муниципальных образований, необходимо вести разговор о территории каждого вида, так как в каждом случае будет своя специфика.

1) Городские и сельские поселения включают в себя исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

В п. 5 ч. 1 ст.

11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сказано, что в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

А в состав территории сельского поселения, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст.

11 Закона, могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый).

Важно, что территория населенного пункта должна полностью входить в состав поселения.

2) В состав территории муниципального района входят территории всех поселений в границах этого района, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории. При этом территория поселения (поселений) должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Таким образом, на примере муниципального района реализуется двухуровневая система территориальной организации местного самоуправления.

3) Территория городского округа — это территория городского поселения, которое в соответствии с законом субъекта Федерации наделено статусом городского округа.

Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при наличии сложившейся инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, а также при наличии сложившейся инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения и осуществления ими отдельных государственных полномочий. При этом городской округ не является частью муниципального района.

4) Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Что касается размеров территории муниципальных образований, то в самом Законе точных требований, естественно, не содержится, но указано, какие критерии могут быть положены в основу определения размеров территорий муниципальных образований.

Можно сделать вывод о том, что примерный радиус сельского поселения не может составлять более 10 километров. А примерный радиус муниципального района — 40—50 километров. Конечно, это примерные размеры, и на практике территория муниципального образования может иметь иные параметры.

Указанные выше требования в соответствии с законами субъектов РФ могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.

Достаточно важными критериями территориальной организации местного самоуправления, а также наделения муниципального образования статусом сельского поселения или муниципального района являются платность и численность населения.

Естественно, без населения, даже при наличии всех прочих признаков, невозможно говорить о местном самоуправлении и о фактическом выражении его территориальной организации — муниципальном образовании.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. подразумевает условное разделение страны на территории с высокой и низкой плотностью населения.

На территориях с низкой плотностью населения должны создаваться муниципальные образования и межселенные территории между ними.

На территориях с высокой плотностью населения должны создаваться муниципальные образования без межселенных территорий.

К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации.

К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации.

Пересмотр статуса территорий с низкой и высокой плотностью населения, согласно Федеральному закону № 131 ФЗ, может производиться не чаще 1 раза в 5 лет.

На сегодняшний день средняя плотность сельского населения в Российской Федерации составляет 2,9 человека на км2. Следовательно, плотность сельского населения на территориях с низкой плотностью составляет примерно 0,75 человека на км2, а плотность сельского населения на территориях с высокой плотностью — не менее 9 человек на км2.

Таким образом, по справедливому мнению авторов Комментария к Федеральному закону 2003 г., при формировании территорий муниципальных образований необходимо исходить из следующих приоритетов:

  • выполнение требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. к составу и размерам территории муниципального образования, численности населения;
  • максимально возможный учет наличия инфраструктуры, необходимой для решения вопросов местного значения и исполнения возложенных государственных полномочий;
  • учет источников доходов, необходимых для формирования доходной базы местных бюджетов.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2003 г.

территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. Данную конструкцию нормы закона нельзя признать удачной, так как в п. 3 ч. 1 ст. 11 дан, исходя из буквы закона.

исчерпывающий перечень земель, составляющих территорию поселения, но это не так. Кроме того, в Федеральном законе нет отдельной статьи, в которой были бы перечислены земли муниципальных образований.

В то же время практика реализации местного самоуправления в России показала, что на территории муниципальных образований находится довольно большое количество земель, имеющих различный по своему характеру правовой режим.

Земли городских и сельских поселений — это земли, находящиеся в пределах этих поселений, в основном — в пределах населенных пунктов.

В их составе, как правило, находятся: земли, предназначенные для проживания и социально-культурного обслуживания населения; промышленные земли; рекреационные земли; земли общего пользования; земли, предназначенные для развития поселений; земли для захоронений; иные земли.

При этом в состав территории поселения, как мы отметили ранее, входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

На территории муниципального района, состоящего из нескольких поселений и межселенной территории, помимо перечисленных видов земель находятся земли сельскохозяйственного назначения.

Нужно понимать, что четко разделить земли по видовому признаку в границах конкретного муниципального образования чрезвычайно затруднительно. Кроме того, в границах одного муниципального образования не может быть, сразу всех перечисленных на ми видов земель.

Как отмечали И.В. Выдрин и А.Н. Кокотов, «надо иметь в виду, что законодательство разводит понятия «муниципальная территория» и «муниципальные земли», определяя их разный правовой режим. Понятие «муниципальная территория» служит для обозначения пространственных рамок осуществления (…) местного самоуправления…

Не все земли, входящие в территорию муниципального образования, являются его муниципальными землями. В состав территории муниципального образования помимо его собственных земель могут входить земли государственные, частные, земли других муниципальных образований»3Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М.

: Норма, 2000. С. 146..

Источник: https://isfic.info/munici/prudn31.htm

Муниципальная собственность на земли поселений: Земля (далее будет идти речь о землях поселений) является одним из

Муниципальные земли

Земля (далее будет идти речь о землях поселений) является одним из важнейших экономических ресурсов муниципального образования и имеет двойственную при­роду. С одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки.

С другой стороны, это стоимость. В зарубежных странах платежи за пользование землей составляют значительную долю финансовых ре­сурсов муниципалитетов.

В России отношение к земле как к стоимости пока толь­ко формируется, а доля доходов от использования земли (земельный налог и арен­дная плата) не превышает 4-5 % доходов местных бюджетов.

Формирование муниципальной собственности на землю не завершено.

Феде­ральный закон «О разграничении государственной собственности на землю», принятый в 2001 г., относит к муниципальной собственности:

♦ земли особо охраняемых природных территорий местного значения, земли водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящими­ся в муниципальной собственности;

♦ земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов и иные земли, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в му­ниципальной собственности;

♦ земельные участки, на которых располагается недвижимое имущество, на­ходящееся в частной собственности, не приобретенные собственником иму­щества в установленном порядке;

♦ земельные участки, которые были предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммер­ческой организации, которые созданы органами местного самоуправления;

♦ земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр мест­ного значения.

Что касается земельных участков в границах населенных пунктов, находящихся под приватизированными предприятиями, то упомянутый Федеральный закон разграничил их по формам собственности (федеральной, региональной, муници­пальной) в зависимости от того, какому уровню публичной власти принадлежало предприятие до приватизации. Представляется необходимым изменить эту нор­му и отнести все указанные земельные участки к муниципальной собственности.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в РФ» 2003 г.

относит к вопросам местного значения поселений и городских округов в сфере землепользования планирование застройки территории, терри­ториальное зонирование земель, установление правил землепользования и за­стройки территории, изъятие земельных участков в соответствующих границах для муниципальных нужд, в т. ч.

путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель. На муниципальные районы аналогичные функции воз­ложены в отношении земель межселенных территорий. Кроме того, на городские округа и муниципальные районы возложены функции ведения кадастра земле­устроительной и градостроительной документации.

Земельный кодекс РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений установление правил землепользования и за­стройки территорий городских и сельских поселений, разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, изъятие, в т. ч.

путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, а также иные полномочия по ре­шению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Однако управление и распоряжение земельными участками осуществляется орга­нами местного самоуправления только в отношении участков, находящихся в му­ниципальной собственности.

Согласно Конституции РФ, земли поселений могут находиться в государствен­ной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Они могут быть объек­том купли-продажи, т. е. менять форму собственности. Предпочтительной формой собственности на землю служит такая форма, при которой собственник объекта не­движимости является и собственником соответствующего земельного участка.

Вопрос о формах собственности на земли поселений нашел свое принципиаль­ное решение в Федеральном законе от 17 июля 2001 г. «О разграничении государ­ственной собственности на землю». Однако работа по реальному разграничению

земель поселений по формам собственности далека от завершения.

Установление муниципальной собственности на земли поселений позволит создать предпо­сылки для превращения муниципального образования в полноценного собствен­ника и равноправного участника земельных отношений, сделать город единым имущественным комплексом, наследующим судьбу своего земельного участка, сформировать новую систему налоговых отношений, проводить активную иму­щественную и земельную политику.

Муниципальная власть заинтересована в том, чтобы максимальное количество земель поселений было отнесено в процессе разграничения к муниципальной фор­ме собственности.

Право собственности на земельные участки у муниципальных образований воз­никает с момента государственной регистрации.

Для превращения муниципального образования в реального земельного соб­ственника органам местного самоуправления в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ необходимо проделать большую работу по разработке местной нормативной базы землепользования. В частности, на муниципальном уровне необходимо:

♦ разработать и принять правила землепользования и застройки территории;

♦ установить порядок управления и распоряжения земельными участками, на­ходящимися в муниципальной собственности;

♦ определить порядок установления органами местного самоуправления пуб­личных сервитутов на земельные участки, расположенные в черте поселения;

♦ установить нормы предоставления земельных участков для ведения лично­го подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;

♦ принять положения о муниципальном земельном контроле и об обществен­ном земельном контроле и т. д.

Источник: Под ред. В.Б. Зотова. СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 2005

  1. Собственность сельских и городских поселений
  2. ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ПОСЕЛЕНИЯ, МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, ГОРОДСКОГО ОКРУГА
  3. Муниципальное управление использованием земли и природных ресурсов
  4. 9.3. Рынок земли. Рента. Цена земли
  5. Муниципальное регулирование планировки, застройки и жизнеобеспечения сельских поселений
  6. § 2. Вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа
  7. Муниципальное управление инженерным обеспечением поселений и общегородским коммунальным хозяйством
  8. Приобретение права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, собственником расположенного на нем объекта недвижимости
  9. ГЛАВА 13 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ПОСЕЛЕНИЙ (ГОРОДОВ, ПОСЕЛКОВ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ)
  10. 13.5. Планирование развития территории РФ, субъектов РФ, городских и сельских поселений, других муниципальных образований
  11. § 2. Муниципальная собственность (муниципальное имущество)
  12. § 1. Муниципальная собственность
  13. ПОНЯТИЕ И СОСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  14. Собственность муниципальных районов
  15. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам и юридическим лицам для строительства или для целей, не связанных со строительством
  16. 4.4. Право муниципальной собственности на землю

Источник: https://knigi.news/munitsipalnoe/munitsipalnaya-sobstvennost-zemli-53885.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.