Муниципальная форма собственности на землю

Содержание

Формы собственности на землю

Муниципальная форма собственности на землю

Ст. 9 Конституции РФ предусматривает: «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

Используемое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, придают ст.

9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временными, территориальными и иными критериями.

На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:

    1. государственная,
    2. муниципальная,
    3. частная.

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

    1. федеральной собственности;
    2. собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объект права государственной собственности на землю (презумпция права государственной собственности на землю):

    • земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).

Основания возникновения права государственной собственности на землю (ст. 17, 18 ЗК РФ):

    1. нормы федеральных законов;
    2. процедура разграничения государственной собственности на землю;
    3. гражданско-правовые основания;
    4. безвозмездная передача из федеральной собственности (для собственности субъектов федерации).

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации.

Муниципальная собственность на землю

Право муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст.

125, 215 ГК РФ). В этом качестве органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.

Объекты права муниципальной собственности:

  • индивидуально обособленные земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность на основании (ст. 19ЗК РФ):
    1. законов РФ и субъектов РФ;
    2. при разграничении государственной собственности на землю;
    3. гражданско-правовых сделок;
    4. безвозмездной передачи в муниципальную собственность из федеральной собственности.

В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.

Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ.

Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

Основное назначение муниципальных земель — обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

Право частной собственности на землю

Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в общей собственности отдельным конкретным физическим, юридическим лицам или их объединениям (ст. 35 Конституции РФ), которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

Соответственно по субъектам право частной собственности делится на 2 вида:

    • право частной собственности граждан (физических лиц);
    • право частной собственности юридических лиц (включая и объединения граждан, при этом характер объединений в законе не оговаривается).

Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель.

Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается.

Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных размеров.

Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

    1. административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);
    2. приобретательная давность;
    3. приватизация.

Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

Право частной собственности добровольно прекращается при:

    • отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);
    • прекращении деятельности юридического лица;
    • смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);
    • добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

Принудительно право частной собственности прекращается в случаях:

    1. обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ);
    2. неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);
    3. использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);
    4. реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);
    5. выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);
    6. отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;
    7. национализации земель;
    8. конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/formi-sobstvennosti-na-zemliu

Право собственности на землю: государственная, муниципальная и другие виды

Муниципальная форма собственности на землю

Государственная собственность бывает 2х видов: федеральная собственность и собственность субъектов РФ (региональная). Особенность субъектов государственной собственности в том, что они обладают правом территориального верховенства.

От имени РФ правомочия собственника осуществляют: Правительство РФ, которое свои полномочия может передавать иным федеральным органам власти или юридическим лицам. Основным таким органом является федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В отношении региональных земель полномочные органы устанавливаются законами субъектов РФ.

От имени муниципальных образований правомочия собственника осуществляют такие субъекты как муниципальные образования: городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории Москвы и Санкт-Петербурга. В отношении региональных земель полномочные органы устанавливаются НПА органов местного самоуправления.

Объекты. В соответствии с ГК, в государственной собственности находятся все земли за исключением земель, находящихся в муниципальной или частной собственности (презумпция государственной собственности на землю).

Порядок разграничения государственной собственности на землю определяется Земельным кодексом, Законом “О введении в действие Земельного кодекса”, Закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

В муниципальной собственности, как правило, находятся земельные участки, расположенные на территории этих образований.

Основания возникновения государственной и муниципальной собственности.

Государственная собственность на землю возникает:

1. по прямому указанию федеральных законов,

2. по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (напр., сделки, административные акты),

3. при разграничении государственной собственности на землю;

4. дополнительные основания возникновения права собственности на землю городов Москвы и Санкт-Петербурга: правом собственности является добровольный отказ частных лиц на право собственности на соответствующий земельный участок.

С момента государственной регистрации прекращения права собственности на такой земельный участок, возникает право собственности Москвы или Санкт-Петербурга, если законами этих субъектов РФ не установлено, что возникает собственность муниципальных образований.

Муниципальная собственность возникает:

1. по прямому указанию Федеральных законов и законов субъектов РФ;

2. по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (напр., сделки, административные акты),

3. в процессе разграничения государственной собственности на землю;

4. муниципальная собственность возникает в отношении земельных участков, от права собственности на которые отказались частные лица, если федеральными законами не предусмотрено иного.

С момента государственной регистрации прекращения права собственности возникает муниципальная собственность поселений, городских округов либо муниципальных районов, если земельных участок находится на межселенных территориях.

Из федеральной собственности в собственность субъектов, муниципальных образований передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано до 08.12.2008 г.

, если: во-первых, земельный участок при разграничении государственной собственности на землю должен быть отнесен соответственно к региональной или муниципальной собственности; во-вторых, к собственности муниципальных районов, поселений, округов относятся земельные участки, если на них расположены здания, находящиеся в федеральной собственности; они переданы федеральным органам власти их территориальным органом, либо созданным ими казенным предприятиям, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; они переданы федеральным академиям наук и созданным такими академиями организациям; иные земельные участки, предусмотренные федеральными законами.

Решение о передаче таких участков принимает Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом в течение 2х месяцев с даты подачи соответствующего предложения.

Если право собственности не было зарегистрировано до 09.12.2008 г., то земельные участки распределяются в соответствии с правилами, предусмотренными для разграничения государственной собственности на землю. Изложенные положения не распространяются на земельные участки в границах федеральных курортов и одновременно в границах иных особо охраняемых природных территориях федерального значения.

По общему правилу неразграниченными земельными участками распоряжаются органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов. Исключения из данного правила:

1) если земельные участки находятся на территории административных центров, столиц субъектов РФ; такими земельными участками распоряжаются органы местного самоуправления поселений, если законами субъектов РФ такое право не предоставлено органам государственной власти субъектов РФ;

2) неразгарниченными земельными участками, расположенными на территории Москвы или Санкт-Петербурга, распоряжаются органы государственной власти Москвы или Санкт-Петербурга, если законами Москвы или Санкт-Петербурга данное правило не предоставлено внутригородским территориям Москвы или Санкт-Петербурга;

3) это исключение, предусмотренное законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

Правовая база: Земельный Кодекс РФ, ФЗ “О введении в действие Земельного Кодекса”; ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Основания для выделения государственной собственности при разграничении государственной собственности на землю.

К государственной собственности относится:

1. земельные участки, на которых находятся здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной или региональной собственности;

2. земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ или субъектов РФ, их территориальным органам, казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям, а также некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти (РФ или субъектами РФ);

3. иные земли и земельные участки, предусмотренные федеральными законами;

4. федеральная собственность возникает в отношении земельных участков, предоставленных на праве постоянного бессрочного пользования, праве безвозмездного срочного пользования, аренды государственным академиям наук, созданным или подведомственным государственным академиями наук организациям;

5. к федеральной собственности относятся переданные в аренду Российские автомобильные дороги.

К собственности муниципальных образований относятся:

1. земельные участки, занятые объектами недвижимости, находящиеся в собственности муниципального образования;

2. земельные участки, переданные органам местного самоуправления, казенным предприятиям, муниципальным предприятиям, а также некоммерческим организациям, созданным органами местного самоуправления;

3. иные земли и земельные участки, предусмотренные федеральными законами или законами субъектов РФ.

В Москве и Санкт-Петербурге при разграничении государственной собственности муниципальные земли и земельные участки не выделяются.

Постановлением Правительства от 30.06.2006 № 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности при разграничении государственной собственности на землю (заявление; документы на здание, строение, сооружение; план на земельный участок; документ на предоставление земельных участков). 2.

Право государственной и муниципальной собственности на землю

Основания возникновения права собственности – установлено ст. 218 ГК РФ.

Основания прекращения права собственности – установлено ст. 235 ГК РФ.

Государственная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Государственной собственностью так же будут земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юр. лиц либо муниципальных образований.

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Субъекты государственной собственности (ст 125 ГКРФ)

От имени РФ и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы гос. власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Нюанс: в случаях и в порядке, предусмотренных ФЗми, указами Президента и постановлениями Правительства, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать гос. органы, органы местного самоуправления, а также юр. лица и граждане.

Объекты права собственности

РФ может иметь на праве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ.

К объектам, которые могут находиться в собственности только государства, относятся: недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения, предприятия по изготовлению гос. знаков, железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия и другое имущество. Перечисленное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота.

Государственное имущество подразделяется на:

  • – имущество, закрепленное за гос. предприятиями и учреждениями;
  • – гос. казна РФ и ее субъектов (п. 4 ст. 214 ГК РФ).

Субъекты муниципальной собственности

Субъекты муниципальной собственности могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут быть собственниками вещей, изъятых из оборота. Кроме того, законом могут быть определены виды имущества, которые находятся исключительно в гос. или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК РФ).

Объекты муниципальной собственности

Муниципальное имущество подразделяется на:

  • – имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями;
  • – казна муниципальных образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.

Передача земель в муниципальную собственность не влечет автоматического изменения границ муницип образований, за исключением случаев, когда это прямо не предусмотрено законами субъектов РФ.

Это означает, что то или иное муниципальное образование может иметь в собственности земли на территории другого муниципального образования.

Пределы осуществления прав собственника

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, закрепляется во владение, пользование и распоряжение (ст 294, 296 ГКРФ).

Государство само определяет правовой режим принадлежащего ему имущества. Средства соответствующего бюджета и иное гос. или муниципальное имущество, не закрепленное за гос.

или муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют гос. или муниципальную казну.

Пределы осуществления прав собственника устанавливаются законом, гос. и местной программами приватизации.

Приватизация — отчуждение (переход) недвижимого имущества из гос. или муниципальной собственности в частную собственность граждан или юр. лиц, а также переход к названным лицам принадлежащих публичным правовым образованиям акций открытых акционерных обществ.

К объектам приватизации относятся:

  • – предприятия и другие имущественные комплексы;
  • – здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;
  • – земельные участки;
  • – жилые помещения;
  • акции открытых акционерных обществ.

Основания возникновения государственной и муниципальной собственности

Учитывая, что земля является не только недвижимым имуществом, но и природным ресурсом, то есть представляет большое значение с экологической, социальной и экономической точек зрения, действующее законодательство не допускает случаев отсутствия собственника у такого имущества.

Земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юр. лиц или муниципальных образований, являются гос. собственностью. Однако справедливым представляется мнение, что указанная норма дает лишь определение гос. земель и не является основанием возникновения права гос. собственности.

Источник: https://soyz-rieltorov.ru/uchastok/pravo-sobstvennosti-na-zemlyu-gosudarstvennaya-municzipalnaya-i-drugie-vidy

Формы собственности на землю: государственная, муниципальная, частная

Муниципальная форма собственности на землю

Последние изменения: Январь 2020

Формы собственности на землю имеют несколько видов. Чтобы определить к какому виду относится земля достаточно узнать, кто является участником земельных правоотношений — физические, юридические лица или государство.

К первым двум субъектам правоотношений относится частная форма собственности, а к третьему относится сразу два вида – это государственная и муниципальная.

Рассмотрим формы и виды права на землю подробно, включая законодательный базис для каждой отдельно взятой формы собственности.

Общая

Согласно ст. 244 ГК РФ под этим подразумевают принадлежность имущества двум или более лицам. Общее имущество также подразделяется на:

  1. Долевое имущество;
  2. Совместное – объект не делится на доли.

С долевым имуществом практически каждый знаком, это может быть квартира, дом, земля, практически любой недвижимый объект.

Но что относится к совместному имуществу? Совместная собственность обладает главной и характерной чертой – неделимостью.

Если какой-либо объект не подлежит разделению без каких-либо последствий, нарушающих его натуру (нарушение которой обесценивает объект), либо не может быть изменён, то его относят к общему совместному имуществу.

Согласно ст. 15 ЗК РФ земельными наделами, в том числе и общедолевыми, могут владеть и физ., и юр. лица. Также статья регламентирует равные права на доступ к покупке и иному способу приобретения ЗУ.

Всё становится понятно исходя из названия, индивидуальная – для индивида, отдельного гражданина, то есть исключается возможность владения объекта несколькими лицами.

К особенностям частного права относят также возможность передачи государством одному или группе лиц недвижимости, в данном случае земли, на правах пользования.

Право пользования, в свою очередь, подразделяется на:

  1. Бессрочное или постоянное использование ЗУ;
  2. Пожизненное наследственное владение;
  3. Сервитут;
  4. Аренда;
  5. Безвозмездное пользование на срочной основе.

Касательно 2 пункта, земля в пожизненное наследственное владение может передаваться только физическому лицу, которое, в свою очередь, может бесплатно приобрести данный ЗУ.

Также хочется указать, что земля безвозмездно и срочно, как указано в 5 пункте, может предоставляться только лицам, которые указаны в п. 2 ст. 24 ЗК РФ, к ним относятся гос.

служащие либо государственные организации, органы.

ЧС приобретается в результате:

  • административных актов, постановлений суда или иной документации органов власти;
  • приватизации;
  • приобретательная давность, которая в соответствии со ст. 234 ГК РФ, возникает у физического или юридического лица по стечению 15 или 5 лет для иного имущества. Наступает такое право только при условии, что лицо владело объектом непрерывно.

Частная собственность может быть прекращена на добровольной и принудительной основе.

ДобровольнаяПринудительная
Отчуждение ЗУВзыскание долгов (278 ГК РФ)
Ликвидация организации, предприятияНецелевое использование ЗУ либо использование с нарушениями (284, 285 ГК РФ)
Смерть владельцаКонфискация надела (50 ЗК РФ)
Отказ от права владения (53 ЗК РФ)Изъятие участка органами гос. власти у владельца – реквизиция (51 ЗК РФ)

Государственная

 

Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ, к государственной собственности относят ЗУ, которые не находятся во владении у физических и юридических лиц, а также у органов МСУ (муниципалитетов).

Данная форма собственности подразделяется ещё на два вида, так как в России применяется федеративный способ территориальной организации, который предполагает наличие республик, краёв, областей – субъектов.

Итак, для этой формы предусмотрено два подвида, к ним относится имущество:

  1. Федеральное;
  2. Субъектное (регионов РФ).

В соответствии со статьёй 17 ЗК РФ к федеральной собственности относят ЗУ, которые:

  • перешли к ней во владение согласно федеральным законам;
  • право владения появилось с момента разграничения земель;
  • были приобретены государством в результате сделки, согласно гражданских норм законодательства.

В соответствии со статьёй 18 ЗК РФ, к имуществу субъектов РФ относят:

  • признанные федеральным законом;
  • приобретены в результате сделки согласно нормам, прописанным в гражданском законодательстве;
  • безвозмездно преданные территории из федерального ведения к субъектам РФ;
  • любой участок в городах федерального значения, от которого отказался владелец, не перешедший во владение муниципалитета.

Управление федеральными владениями и владениями субъектов РФ занимаются государственные органы РФ и субъекты РФ в соответствии со ст. 71 КРФ.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2020 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/zemlya/formyi-sobstvennosti-na-zemlyu/

Перечень форм и видов прав собственности на землю

Муниципальная форма собственности на землю

Владеть землей в России могут частные, юридические лица, муниципальные образования, государство.

Права всех собственники земельных участков одинаково защищены. Но при этом есть различия в видах прав.

В статье описываются все формы земельной собственности и законодательные акты, регулирующие правовой статус земельных участков.

Законы РФ о формах владения

Основополагающими законами, разъясняющими право землепользователей являются:

  • Конституция РФ, ст 8, 9, 36. Статья 8 закрепляет равные значения разных форм собственности. В ст. 9 и 36 разъясняются понятия частной собственности на землю.
  • Гражданский кодекс РФ, гл. 17 рассматривает возникновение вещных прав на землю, в том числе разных форм собственности, сделок с участками, аренде, бессрочном пользовании, сервитуте и т.д.
  • Земельный Кодекс РФ (действующая редакция с 2019 г) в главе 3 ст. 15-19 регламентирует в деталях возникновение прав на пользование земельными участками, распоряжение данным имуществом собственниками. Ими могут быть государство, субъект РФ, муниципальное образование, граждане и юридические лица.

Справка! На основе данных законов реализуются права собственности на землю, включающее владение, пользование, распоряжение участком, получение выгоды от использования угодий.

Основные формы

В российском законодательстве собственность на земельные участки подразделяется на 4 формы. Все формы земельной собственности закреплены в вышеуказанных статьях Конституции.

Земельный Кодекс РФ детализирует основные понятия, определяя, какие земли могут быть только государственными, либо только муниципальными.

В таблице указаны основополагающие формы собственности и формы по субъектности.

Формы собственности на земельные наделы
ГосударственнаяМуниципальнаяЧастнаяПрочие формы
ФедеральнаяСубъектов Административных районовГородов, сел, префектурФизлицЮрлицОбщаяСовместнаяДолевая и т.д.

Федеральных субъектов

Это земли в пределах границ территории субъектов. Предназначение — обеспечение решения задач, стоящих перед областью, краем, республикой.

Разграничение осуществляется между федеральными землями и муниципальными. Распоряжаются ЗУ госорганы и органы местного самоуправления посредством принятия правовых документов.

Хозяйственное использование ЗУ осуществляют унитарные госпредприятия, коим делегируются полномочия по распоряжению землями в экономических интересах субъекта РФ для решения социальных задач. Выгода для регионального бюджета заключается в присвоении части ренты в виде арендной платы, земельного налога.

Муниципальная

Это земли, находящиеся во владении административно-территориальных единиц. Земельные участки районов, городов, сельских поселений, префектур.

Их предназначение — удовлетворять социально-экономические потребности населения, проживающего на данной территории. Использование земель осуществляется в строгом соответствии с назначением участков.

Частная форма

Частными владельцами земельных участков являются физические и юридические лица.

Они распоряжаются землёй, используют её по своему усмотрению.

Но из-за отнесения земли к особо ценным ресурсам землевладельцы имеют обязанности перед другими частными собственниками и государством.

Частная собственность на землю может быть двух видов — индивидуальной и коллективной.Например,земля под многоквартирным домом. Равнозначными данной категории можно считать иные формы собственности на землю — долевая, общая и другие.

Виды владений

Понятие виды и формы земельной собственности различаются. Когда говорится о видах собственности, предполагается использование её для определённых целей, правовой статус земельного участка, право определять его дальнейшую судьбу.

Земля должна принадлежать владельцу на законных основаниях, закреплённых постановкой на регучет в Росреестре.  Это касается как индивидуальных собственников (физ- и юрлиц), так и коллективных.

Справка! В случае отсутствия регистрации в Росреестре, физические и юридические лица могут осуществлять видовое право пользования земельным участком.

Постоянное (бессрочное) пользование

Гражданин (юрлицо) может заключать договор о таком виде пользования землей с собственником участка. Данный документ должен быть завизирован вышестоящим органом власти, в ведении которого находится надел собственника.

Участок должен иметь кадастровый номер и регистрацию. Пользование землёй контролируется с точки зрения соответствия хозяйственной деятельности договору.

Бессрочность означает, что физическое либо юридическое лицо могут использовать участок всю жизнь, но передавать его по наследству не могут.

Таким видом права без оформления участка в собственность обладают органы власти разного уровня, бюджетные, казённые организации, президентские центры.

Лица, имеющие права пользования на землю до 2001 года — даты вступления в действие Земельного Кодекса РФ должны оформлять наделы в собственность, используя стимулирующие и упрощающие процедуры, предпринятые в этом направлении государством.

Пожизненное наследуемое владение

Такое право регламентирует ГК РФ в редакции от 16.12.2019. В ст. 266, ч. 1 записано, что полученный по наследству земельный участок даёт возможность владения и использования наделом наследнику. Он может строить на нём дома, сооружать другие объекты недвижимого имущества с приобретением права владения на него.

Важно! Сам участок не является имуществом наследодателя. По наследству передаётся право пожизненного владения наделом. Наследование этого права происходит на общих основаниях в соответствии с наследственным законодательством.

Аренда

Это не собственность на надел, а срочное право на пользование им. Оно оформляется договором, в котором устанавливаются права и обязанности обеих сторон — арендодателя и арендатора. Сдавать участки могут все собственники (государство, муниципалитеты, частные и юридические лица).

Основными признаками аренды ЗУ является возмездность, платность, возвратность. То есть договор заключается на определённый срок, за пользование участком требуется платить, по истечению срока возвращать собственнику в оговоренном договором состоянии.

Сервитуты на ЗУ

Это право ограниченного использования наделов для личных целей, принадлежащих другим лицам.

Особенностями сервитутов являются:

  • сохранение за владельцем право распоряжаться наделом, передавать, продавать, сдавать в аренду;
  • внесение фактов обременения в кадастровые акты;
  • возможность получения хозяином платы за использование участка;
  • другие участники сделки лишены возможности приобретения прав владения на данный ЗУ.

Сервитуты подразделяются на частные и публичные. Между ними есть различия:

  1. Публичный сервитут оформляется на основании нормативных актов муниципалитетов или регионов.
  2. Частное обременение является следствием договорённости сторон или постановления суда.
  3. По публичному договору пользование землёй безвозмездное. Частное лицо может назначать денежное возмездие за землепользование.

Важно! Публичный вариант сервитута предусматривает широкий круг заинтересованных лиц. Частный сервитут — соглашение между двумя конкретными участниками.

Регламентирует правовые взаимоотношения по сервитутам ЗК РФ (в редакции 2019). Основы регулирования описаны ст. 23 – в ней рассматривается право наложения ограничения.

Заключение

Различия прав и видов собственности — это разделение понятий землевладение, землепользование.

В каждом из них заложены принципы законного регулирования вопросов, касающихся всех владельцев земельных наделов, коими могут быть государство, субъекты РФ, муниципалитеты, другие территориальные образования, а также граждане и юрлица.

Знание норм законов РФ по земельным вопросам позволит каждому разобраться в сложных проблемах, возникающих при заключении сделок с земельными наделами, и избежать ошибок.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/oformlenie/pravo-sobstvennosti/perechen-form-i-vidov

Муниципальная собственность на земельные участки

Муниципальная форма собственности на землю

Муниципальная собственность на землю – право территорий, образованных государством.

Населённые пункты (город, деревня, село, другой вариант поселения), как правило, сложившиеся исторически, всегда имели право владеть и распоряжаться землями, на которых они располагаются.

Государство всегда оказывало влияние на всю свою территорию, но права владения, пользования и распоряжения оно обычно закрепляло за местными властями: администрациями областей, районов, муниципалитетов.

и сущность

Муниципальная собственность на землю складывается из обычных правомочий. При этом право применяется не только к собственно земле (участок, территория), но и к объектам (инженерным конструкциям), на ней находящимся и по ней проходящим.

Владелец объектов – муниципальное формирование, входящее в государственную иерархию системы управления, структуру общественных отношений, территорий и т. п., то есть поселение, где проживают граждане и действует конкретная территориальная система власти (городской вариант, сельское поселение, населённый пункт), привязанная к конкретной земле (участок, территория).

Объекты, расположенные на землях территорий, могут не принадлежать муниципалитету. Собственником может быть как государство, так и различные юридические и физические лица. Правовые отношения могут быть построены совершенно различным образом по времени и по использованию земельных участков территории.

Объекты и территории могут иметь особенное значение для государственных и международных интересов. Правильное формирование надлежащих правовых и смежных общественных отношений имеет важное значение и порой государственный (федеральный, а также международный) интерес и вероятные последствия.

Муниципальная собственность – классическая форма защиты прав, обязательств и ответственности. Государство и его правоохранительные органы защищают такой вид собственности подобно тому, как это делается в отношении собственности государства и приватных владений.

Обычно в муниципальные владения входят разнообразные объекты, которые образуются исторически или:

  1. Признаны законодательным образом.
  2. Получены (приобретены) через обычный оборот, гражданско-правовые сделки или передачу из государственной собственности (фактор безвозмездности).
  3. Оказавшиеся в таком вот виде права части собственности при размежевании госсобственности.

Полномочия муниципалитета как собственника осуществляются исполнительно-распорядительными структурными подразделениями самоуправления на местах, действующими от имени уполномоченного органа власти, муниципалитета.

Общие права муниципалитета

Муниципальная территория обладает возможностью (имеет основание) оформлять части своих владений физ-/юрлицам в тот или иной вариант приобретения. А также реализовывать, выполнять сделки, предусмотренные действующим законодательством, в числе которых арендные отношения.

Формально процесс перехода такой земли в иной вариант собственности для физ-/юрлиц возможен при наличии надлежащих законодательных и фактических моментов: подтверждение права (частная собственность на все объекты, например, результаты приватного строительства жилья, находящиеся на этом земельном участке, построенного с чётким соблюдением всех сопутствующих норм действующего права).

Обозначенный комплект этих же документов будет причиной для оформления такой земли в приватное владение, т. е. решение или постановление муниципалитета о предоставлении/передаче участка в длительное/бессрочное использование либо пожизненное владение.

Владение муниципалитета

Участки территорий, находящиеся в его компетенции (управление, контроль, отношения собственности), могут:

  • иметь обычный характер общего пользования;
  • быть закрыты для какого-либо несанкционированного доступа, территории специального (особого) предназначения.

Классический (общий, то есть для всех одинаковый) режим пользования – обычное правовое положение муниципальных земель, сложившаяся система общественных отношений, известный правовой механизм регулирования.

Допускается пребывание (проживание) на территории с возможностью пользования природой, её объектами (ресурсами), находящимися здесь (на этой земле), в соответствии с законами Российской Федерации, «санкцией» владельца и другими нормами права, в частности, с локальным нормотворчеством;

Фактическое существо, основной адресат (потребитель), смысл и «забота» компетенции на местах (уполномоченного лица или органа власти) – сфера отношений пребывания/проживания населения. В этом контексте сказанное определяет понятие муниципального владения, составляет единое, неделимое целое, не классифицируется (вид или категория), но обладает собственным правовым оформлением.

Обязательства и управление (ответственность, контроль) муниципальными территориями возложены на локальную систему власти, структура которой включает в себя отделы, департаменты, должностных лиц, уполномоченных на управление использованием территорией и её частями. Компетентность ответственных за управление в обязательном порядке простирается за пределы норм действующего законодательства, сложившихся общественных отношений.

Общественная значимость на местах, её соотношение с федеральным государственным значением, международной известностью, и другие моменты, обычно не регулируемые правом, всегда могут оказать как негативное, так и положительное влияние.

Учёт такого влияния важен. Земля муниципалитета может оказаться в центре развязки транспортной инфраструктуры, например. Коллапс транспортных средств в непредвиденной ситуации может повлечь за собой как вынужденные траты собственных средств на решение проблемы, так и внимание извне к возникшей проблеме.

Обстоятельство может вызвать вынужденный переход права собственности ради снятия проблемы, перенос центра тяжести из сферы компетенции органов власти на местах, например, на федеральный уровень или в поле действия международного права, в сферу влияния интернациональной организации.

Объекты, расположенные на муниципальных землях:

  • автомобильные и железнодорожные пути и дороги, придорожные объекты и обслуживающие сооружения;
  • городские улицы (инфраструктура, оборудование, обслуживание);
  • трубопроводы;
  • линии передач электричества, сигналов;
  • оснащение и оборудование (парки, места отдыха) территорий;
  • освещение, инженерные сооружения;
  • объекты санитарного назначения;
  • прочие подобные варианты.

Земля муниципалитета, как правило, это часть земель поселений — города, деревни, сёла и другие варианты проживания населения и в сущности (предназначении) относится к территориям общего характера пользования, для сооружения на них объектов общественной значимости (в т. ч. благоустройство, инженерные конструкции, объекты, имеющие природоохранное значение, обеспечение коммуникаций, связи, передачи энергии, для нужд транспорта).

Земли муниципалитета, включая находящиеся за городской чертой:

  • могут быть приватизированы;
  • сданы в аренду

Порядок и основания для приватизации и аренды определяются законодательными актами федерального и местного значения с учётом действующего законодательства в целом.

Средства от земли муниципалитета (аренда, продажа) поступают непосредственно в местный бюджет.

Аренда и приватизация

По законодательству РФ о земле участок можно арендовать платно или безвозмездно.

Варианты использования:

  • на определённый срок;
  • без указания периода аренды.

Арендные отношения на землю доступны как физическому, так и юридическому лицу в установленном порядке.

Когда муниципальная территория арендуется для комплексной постройки жилых строений и объектов благоустройства территории, права аренды передаются через торги и аукционы. Правила организации и проведения последних определены соответствующим земельным законодательством.

По обычаю, такой вид арендных отношений относится к долгосрочным вариантам. Арендаторы принимают на себя определённые требования. Отказ в аренде муниципальных территорий (объектов собственности) является вполне обычным явлением, объективно обоснованным.

Возможны случаи, когда непредвиденное и неожиданное изъятие земельного участка объективно необходимо.

Кризис природной среды, космические исследования и т. п. – однозначно моментальный вывод территории из числа доступных земель, и его аккумулирование для каких-либо неотложных или значимых государственных нужд.

Простые или упрощённые процедуры оформления применяются для участков в аренду без строительства на них объектов. Сначала подаётся заявление в компетентный орган власти или уполномоченную им и компетентную структуру муниципалитета, далее следует процедура оформления, межевание, периметр, утверждение и кадастровый учёт.

Основание взимания платы: договор. Плата формируется с учётом норм законодательства, определяющих ставки земельного налога. Конкретные исчисленные платежи следует оплачивать в оговорённый и установленный срок, по договору или по графику платежей.

Изменения законодательства связаны с объективными процессами слияния различных территорий (муниципального и государственного значения и владения), расположенных и строящихся на них сооружений и строений в комплексные объекты, как одно целое.

Новые нормы законодательства изменили порядок приватизации земель.

До их разработки и использования разрешалось приватизировать только то, что построено на участке:

  • жилые и промышленные строения;
  • инженерные сооружения;
  • конструкции для благоустройства.

Землю можно было бесплатно оформить в бессрочное пользование.

Новые нормы обязали выкупать земли, оформляя надлежащие договоры (например, аренды).

Природные и экологические факторы

Нормы действующего законодательства надлежащим образом регулируют общественные отношения, но муниципальная собственность на земельные участки, по общему правилу, накладывает обязательства и ответственность за соблюдение нормального состояния окружающей среды.

Уполномоченные структуры муниципалитетов:

  • экологические;
  • природоохранные;
  • санитарные и им подобные.

Они, естественно, не уполномочены на владение, пользование и распоряжение земельными участками и объектами, на них расположенными, но, тем не менее, не столько вправе, сколько реально влияют на сложившееся положение вещей.

Точное следование букве закона обусловливает нормальное формирование отношений собственности (земли, объекты, имущество), но ошибки и просчёты уполномоченных должностных лиц и структур управления могут дать шанс изменить положение вещей как случайному журналисту, так и международной экологической организации, не имеющей к землям муниципалитета абсолютно никакого отношения.

Источник: https://ZhiloePravo.com/oformlenie/sobstvennost/munitsipalnaya-zemlyu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.